![](https://img-fotki.yandex.ru/get/931857/233460605.1b5/0_17f98c_4d23e48f_XXL.jpg)
До 20 мая в Третьяковке можно увидеть уникальные иконы из Успенского собора и монастыря острова-града Свияжска. Выставку стоит посмотреть уже потому, что она дает прекрасное представление об иконах ХVI века. Более того, по средам, субботам и воскресеньям - вход на выставку бесплатный.
В 2017 году Успенский собор и монастырь Свияжска были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выставка "Сказание о граде Свияжске" проходит в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи, на втором этаже. Древние рукописи и иконы рассказывают о том, как в середине XVI века недалеко от Казани, на острове в устье реки Свияги, был основан новый город. Свияжск сыграл важную роль сначала в подготовке победоносного Казанского похода 1552 года, а затем в истории края, вошедшего в состав Российского государства.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/940342/233460605.1b5/0_17f992_2ff4cad4_XXL.jpg)
На выставке представлено 87 произведений из крупнейших музеев России: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Государственного исторического музея, Муромского историко-художественного музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также из Библиотеки Российской академии наук и Российской государственной библиотеки.
Экспозиция развёрнута в трёх залах, в первом - рассказывается о Казанском походе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1101163/233460605.1b5/0_17f995_e805b2c5_XXL.jpg)
На иконе "Благословенно воинство небесного царя" - вереница святых воинов, в том числе русских князей, возглавляемая архангелом Михаилом. Фигура на коне с Крестом в руках - первый христианский император Константин. Все они направляются к Граду Небесному от пылающего земного града. Их встречает, сидя на престоле, Богоматерь с Младенцем Христом. А ангелы несут мученикам золотые венцы.
Некогда она располагалась на южной стене Успенского собора Московского Кремля, совсем рядом с Мономаховым троном. Этот трон был установлен специально для первого венчанного царя Ивана Грозного и служил государю моленным местом. Вероятнее всего, и создание этой иконы напрямую связано с торжествами по случаю венчания Ивана IV на царство. В глазах современников изображенный сюжет перекликался и с событиями Казанского похода. Русское войско ассоциируется с воинами-мучениками, а Иван Грозный, утверждающий православие на покорённой территории, подобен Константину с Крестом в руках.
Благословенно воинство небесного царя (Церковь воинствующая). Фото: Третьяковская галерея
На противоположной стене - икона Иоанна Предтечи в образе Ангела Пустыни. На иконе изображен небесный покровитель Ивана Грозного, святой Иоанн Предтеча. Он представлен в символическом образе крылатого Ангела пустыни. В руке он держит свиток, на котором начертана проповедь о покаянии. Именно в честь этого святого был крещен Иван Грозный. Поэтому после рождения будущего царя образ Иоанна Предтечи Ангела пустыни получил очень широкое распространение. Слева от изображения головы святого, над плечом между крылом и нимбом, вмонтирован мощевик. Надпись над мощевиком гласит: "Мощи святого пророка Иоанна Предтечи".
Во втором разделе Свияжск показан как город монастырей и храмов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/940342/233460605.1b5/0_17f994_53835ebc_XXL.jpg)
Впервые в Москве можно увидеть иконы двух уникальных по полноте и составу древних иконостасов Свияжска: из деревянной Троицкой церкви и каменного Успенского собора. Эти иконы, ныне хранящиеся в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан, были открыты и описаны в 1920-х годах. Известно, что к их созданию был причастен архимандрит Герман.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/907384/233460605.1b5/0_17f993_9b3460e0_XXL.jpg)
Реставрировали монастырский иконостас церкви Святой Троицы еще в 80-е годы прошлого века. Иконостас находился в соборном храме монастыря долгие годы. Он состоит из пяти чинов: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Сохранился он благодаря тому, что после революции в монастыре была организована тюрьма, а в церкви находился склад готовой продукции - там делали табуретки, и потому он простоял долгие годы там. В 60-е годы его аккуратно демонтировали и замуровали в одной из стен, чтобы он никуда не пропал. И только в 1989 году он поступил в ГМИИ Республики Татарстан из Троицкой церкви.
Икона "Святая Троица" украшала Успенский собор. В русском искусстве традиция изображения Святой Троицы именно таким образом получает распространение еще с середины XVI века. Эта икона была создана уже в конце XVI века, но всё равно считается одной из наиболее ранних. Отличает ее интересная иконографическая особенность - восьмиконечный Крест, на вершине которого изображен Святой Дух в виде голубя на фоне двух пересекающихся ромбов.
Икона «Святая Троица» («Сопрестолие»)
Рукопись Четвероевангелия украшена четырьмя миниатюрами с изображениями евангелистов. Вероятнее всего, над миниатюрами этого Евангелия работали два художника. Первая миниатюра "Евангелист Матфей" выполнена в традициях тверской живописи, остальные близки произведениям московской традиции. Скорее всего, в Казань эту рукопись привёз Герман, который прибыл на новые земли вместе с Гурием в качестве архимандрита Успенского монастыря в Свияжске. На обороте последнего листа теми же коричневыми чернилами, какими написано само Евангелие, указана дата создания книги. Согласно этой записи, рукопись появилась еще в 1478 году в Твери при великом князе Михаиле Борисовиче.
Евангелие-тетр (Четвероевангелие)
На плащанице из Успенского монастыря Свияжска изображен Христос на высоком ложе. Его голову поддерживает Богородица. За ней стоят три жены-мироносицы. К левой руке Христа припадает апостол Иоанн. А за Иоанном склоняются Никодим и Иосиф. Никодим - тайный ученик Иисуса Христа, участвовавший в погребении своего учителя, а Иосиф - богатый иудейский старейшина, в гробнице которого был похоронен Христос. В некоторой степени образцом для этого произведения послужила плащаница, созданная в 1562 году в светлице княгини Темкиной-Ростовской для кафедрального Благовещенского собора.
Положение во гроб. Плащаница
Среди интересных экспонатов выставки - шапка Германа, архиепископа Казанского и Свияжского. С ней связана одна из самых мистических и трагических историй. Герман прибыл на новые земли вместе с первым архиепископом Казани Гурием, чтобы освятить остров и утвердить православие на новой территории. Поначалу Герман был поставлен архимандритом Успенского монастыря, а после смерти Гурия стал архиепископом. Но в 1566 году Иван Грозный вызвал его в Москву. Там государь предложил, Герману стать митрополитом, но святитель отказался и потребовал у царя сначала отменить опричнину. За такую смелость святитель был изгнан из митрополичьих палат, и через два дня после высылки Казанского и Свияжского архиепископа нашли мертвым.
Святителя похоронили в церкви Николы Мокрого в Зарядье. А в конце XVI века мощи его были перенесены в Свияжский монастырь и положены в алтаре Успенского собора, а Герман был причислен к лику святых. В 1889 году состоялась процедура переоблачения мощей Германа, она подтвердила версию о его насильственной смерти. Тогда же шапку, в которой архиепископ был похоронен, поместили в ризницу собора.
Шапка архиерейская
Третий раздел "Просиявшая святость земли Казанской" показывает, что уже в конце XVI столетия была обретена чудотворная икона Богоматери. Главный памятник этого раздела - пелена "Богоматерь Казанская". В 1579 году в Казани произошло необыкновенное событие: была явлена чудотворная икона Богоматери. Тогда после страшного пожара, уничтожившего часть города, Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матрёне и повелела искать на пепелище свою икону.
К сожалению, спустя столетия после обретения икона была украдена и утеряна. Но осталась память о ней - эта пелена, древнейший из сохранившихся образов утраченной чудотворной иконы "Богоматери Казанской". Иконография и размер пелены точно соответствуют чудотворной иконе Богоматери. Предназначалась эта пелена для украшения легендарной чудотворной иконы Богоматери Казанской, для которой в 1595 года построили каменный храм Богоматери Одигитрии. В посвященном этому событию сказании архиепископ Казанский и будущий патриарх Гермоген назвал икону "Одигитрией - Путеводительницей". Вскоре, в Смутное время, Богоматерь Казанская стала знаменем народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего в 1611 году Москву от иноземцев.
Богоматерь Казанская. Пелена
Изображение Богоматери на иконе из местного ряда иконостаса Троицкой церкви восходит к чудотворной византийской иконе Одигитрии. Одигитрия - один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. По преданию, впервые подобный образ был написан самим евангелистом Лукой. Та самая первая Одигитрия стала охранительницей Константинополя и всей Византии. Икона, вероятно, была прислана в Свияжск из Москвы.
Богоматерь Одигитрия. Середина XVI века. из местного ряда иконостаса Троицкой церкви в Свияжске
Источники информации и фото:
tretyakovgallery.ruizi.travel/rutretyakovgallery.blogspot.ru