Гусар не боится ни пули, ни сабли и помнит присягу свою (часть 5)

Mar 10, 2018 15:00

Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) тоже некоторое время был гусаром. С началом Первой мировой войны (1914-1918), несмотря на освобождение от военной службы, Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт, зачислившись вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк. К концу 1915-го года он был награжден двумя Георгиевскими крестами (III и IV степеней). В марте 1916-го года Гумилев был произведен в прапорщики и переведен в 5-й гусарский Александрийский Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк.

Как вспоминал поэт и художественный критик Сергей Константинович Маковский (1877-1962), новая гусарская форма Гумилёву очень нравилась.
Позднее воспоминания о гусарской форме воплотились у Гумилёва в не вошедшей в окончательный текст стихотворения "Память" строфе:

Он не ведал жалости и страха,
Нес на стремени он черный стяг,
И была украшена папаха
Черепом на скрещенных костях.

1 февраля 1917-го года Николая Гумилёва перевели в стрелковый полк.

Своим однополчанам Николай Гумилёв посвятил стихотворение

Взгляните: вот гусары смерти!
Игрою ратных перемен
Они, отчаянные черти,
Побеждены и взяты в плен.

Зато бессмертные гусары,
Те не сдаются никогда,
Войны невзгоды и удары
Для них как воздух и вода.

Ах, им опасен плен единый,
Опасен и безумно люб,
Девичьей шеи лебединой
И милых рук, и алых губ.

Это стихотворение Гумилёв написал на открытке, посланной из армии Ларисе Рейснер (1895-1926), с которой в то время у него был роман. Лариса, окунувшаяся в революцию с головой, стала прообразом женщины-комиссара из классического произведения советской литературы - "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского (1900-1951).



Открытка с репродукцией картины Михаила Ивановича Авилова (1882-1954) "Гусары смерти в плену" и с письмом,
адресованным Ларисе Михайловне Рейснер

Читать дальше...

19 век, тематические подборки, Россия, живопись

Previous post Next post
Up