Встречи на перекрестках, часть 2 Автор Михаил Зисманов

Jan 11, 2018 20:35


Алексей Толстой. История пагубной страсти.

Но давайте всё-таки вернёмся к рассказу Ирины Семёновны:

-Братья были очень дружны между собой. Особой любовью в семье пользовался их кузен - Алексей Толстой.



Портрет Брюллова



Происходил он из старинного знатного рода - дедом его по матери был всесильный Алексей Разумовский, сенатор при Ека-терине II и министр народного просвещения при Александре I. Дядей с той же материнской стороны - автор знаменитой сказки «Черная курица» Антоний Перовский, скрывшийся по псевдонимом Погорельский. А написана она была для племян-ника Алёши. Дядей по отцу был известный художник-медальер - ФёдорТолстой. В декабре 1850 года «средь шумного бала случайно» 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой знакомится с Софьей Андреевной Миллер.


Портрет С.А.Миллер

Эта встреча - самое важное событие в его жизни. Камер-юнкер был не просто знатен. Он с детства дружен с будущим импе-ратором - Александром II. Но баловень судьбы не слишком ценил своё высокое положение - его душа с юности была отда-на поэзии. В 1850-м он уже печатается, уже замечен.
Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске - с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева. Она также принадле-жала к высшему свету - к фамилии ста-ринной , но обед-невшей. Папенька её побывал даже флигель-адьютантом Его Вели-чества... (Варенька Лопухина, возлюбленная Лермонто-ва, - из их родни).
Жизнь была неласкова к Софье Андреевне Миллер, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была, пожалуй, слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софьи Бахметевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.
   Толстой был человеком широких взглядов. Но против его избранницы намертво встала мать - Анна Алексеевна Толстая. Женщина волевая, она имела на сына большое влияние. Мать никак не хотела смириться с тем, что у сына завязался ро-ман с замужней женщиной, да ещё с «подмоченной» репутацией. Как это часто бывает, она усматривала в намерениях Софьи Андреевны лишь корыстные соображения и тщеславие. Говорят, что она просто эгоистически ревновала сына и к другим женщинам - возможно, в этом отчасти была причина того, что он, перевалив за 30, всё ещё оставался холостяком.
В 1851 году появляются эти стихи. Кто не знает этого шедевра русской лирики, положенного на музыку П.И.Чайковским?!

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Брак Алексея и Софьи был официально оформлен только в 1863 году.
Толстой был просто неистощим на выдумки. Выросший при царском дворе, ни в чём не знавший отказа, он не стал избало-ванным барином, а был умным, любознательным и справедливым человеком с неимоверно богатым воображением. Приду-манный братьями персонаж Козьмы Пруткова - простор для его фантазии.
«Надо сказать, что и сегодня исторический патриарх и родоначальник современного мышления в свои немалые годы выглядит более чем бодро. Несгибаемая твор-ческая потенция знаменитого директора Пробирной Палатки, законопроектировщика, отца-героя 10 детей и многих литера-турных персонажей, а, по совместительству, еще и мыслителя, позволяет ему успешно вставлять свои емкие цитаты прак-тически во все издания, и не только ведущие род от древнейшей профессии. Однако, истинному знатоку его творчества хо-рошо известно, что всеми любимые афоризмы сочинителя - это лишь видимая надводная часть непотопляемого айсберга. Сегодня, читатель, ты можешь задать любой вопрос об этой твор-ческой глыбе под именем Козьма Прутков его прямым творческим потомкам по кривой линии современного искусства. Будет ли ответ на твой вопрос? Это зависит от того, каков этот вопрос. На самые интересные, философские, глубинные, мучитель-ные, веселые, вечные и мало ли какие еще вопросы ответ будет, причем адекватный. Козьма Прутков имеет отношение ко всему, так же, как все вокруг нас и в нас, имеет прямое отношение к Козьме Пруткову. И не просто имеет. На его могучих плечах стоят Хлебников, Хармс, Ильф и Петров, остап Бендер и его бархатный стул, Булгаков и его Роковые яйца, Жванец-кий и его знаменитый портфель, все эстрадные пародисты, все деяели рекламы и мыльного оперного производства, все алогитсы, абсурдисты и авангардисты, вся Единая Россия поголовно, включая неподражаемого Владимира Вольфовича, и не исключая старших товарищей по партии Никиты Сергеевича и Леонида Ильича, а также высокопоставленных актеров международного политического шоу по ту сторону Аквилона, над которыми смеются не только русские американцы.» - нашёл я на одном из сайтов. Это ли не подлинный триумф его талантливейших создателей?!

Жемчужниковы-Маковские

Но это ещё не конец рассказа моей бывшей сослуживицы.
-Дочь Льва Михайловича Жемчужникова -Галина- выйдет замуж за сына известнейшего русского художника -передвижника Владимира Егоровича Маковского Александра,- продолжала Ирина Семёновна.


Фото В.Е.Маковского.

- И моя мама - Елена Александровна - его дочь. Маковский Александр Владимирович (1869-1924) получил известность как портретист, жанрист и пейзажист. С 1890 года - член Московского Общества Художников. Учился в Импера-торской Акаде-мии Художеств с 1894 по 1895 год и в Московском Училище Живописи Ваяния и Зодчества, по окончании которого получил большую золотую медаль и звание художника.





Автопортрет А.В.Маковского 1908 года.                   Портрет императрицы Александры Фёдоровны.                   Осень. У колодца. 1918 г.
.


Обрыв. 1918 г.                                                             А.В. Маковский. Портрет Николая II



Александр Владимирович - преподаватель-руководитель курсов при Академии Художеств с 1898года. С 1911 - академик Академии Художеств. В 1913 - профессор-руководитель классов высшего художественного училища при Академии Худо-жеств. Брак этот, увы, не был дол-говечным. Кстати, мой знаменитый прадед - Владимир Егорович - не одобрял поведение своего сына. Но так или иначе, дед -заметная фигура в художественной жизни России на рубеже 19-20 веков.
Перовские

-Нужно отметить ещё одну линию моего родства - это семейство Перовских,- продолжала Ирина Семёновна.


К.П.Брюллов. Портрет А.А.Перовского 1836г.

Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним - Антоний Погорельский) (1787 год - 1836 год) - писатель-романтик.
Алексей Алексеевич более известен под псевдонимом Антоний Погорельский. (Так, кстати, называлось его имение). Писатель Пушкинской эпохи получил отличное домашнее воспитание, и в 1805 году поступил в Московский универ-ситет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял на гражданской службе. Во время Отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участво-вал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине - ге-нерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене.


Портрет А.А.Перовского.

По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел ино-странных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорель-цах. Там им и была написана сказка «Чёрная курица», принесшая Перовскому славу и признание . . Известны высо-кие отзывы Льва Толстого о сказке Перовского.


Граф Перовский Лев Алексеевич (1792-1856) - брат А.А.Перовского

Лев Алексеевич - министр внутренних дел с сентября 1841 по август 1852 года. Участник войны 1812 года. Полковник Глав-ного штаба. Комиссией по расследованию событий 14 декабря 1825 года привлекался как член ранних декабристских орга-низаций. Заместитель председателя Департамента уделов, управлявшего имениями, принадлежавшими императорской фа-милии. Приобрел большую известность своей борьбой со злоупотреблениями в полиции Москвы и Петербурга. В 1847 году провел ревизию деятельности полицейских учреждений в 27 губерниях и только в трех из них признал ее удовлетворитель-ной. В 1852 году подал просьбу об отставке в связи с ухудшением здоровья. С 1852 года - министр уделов, председатель ко-миссии по исследованию древностей, управляющий Акаде-мией художеств. Собрал богатую коллекцию древних монет.

1 (13) сентября 1853 года в семье военного губернатора Санкт-Петербурга Льва Перовского родилась дочь, названная при крещении Софьей.


Софья Перовская.

Ничто не предвещало, что девочка, чьим дедом был брат фаворита императрицы Елизаветы фельдмаршал Кирилл Разумо-вский, станет террористкой и посягнет на жизнь российского монарха.
Софья Перовская участвовала в подготовке двух покушений на Александра II в 1879 и 1880 годах. Тогда убить императора не удалось. В следующем году после внезапного ареста лидера народников Желябова она возглавила группу террористов, совершившую 1 марта 1881 года убийство императора. По её сигналу (взмах белым платочком) И.И. Гриневицкий бросил бомбу в карету проезжавшего Александра II.
Несмотря на настоятельные требования товарищей, Перовская отказалась уехать из Петербурга, и стала готовить освобож-дение Желябова, бывшего её гражданским мужем.
10 марта её арестовали и вместе с другими пятью участниками убийства императора предали суду. Софья Перовская так и не поняла, что убийство императора, который, несмотря на постоянную угрозу жизни, последовательно проводил крайне важные для страны реформы, было бессмысленно и вредно как для государства, так и для революционного движения. А главное, оно было крайне негативно воспринято подавляющим большинством населения России. Это позже террор полу-чит молчаливую поддержку либерально настроенной интеллигенции.
Казнь проходила при большом стечении народа. Присутствовавший на ней корреспондент немецкой газеты «Kolnische Zei-tung» написал:
«Софья Перовская выказывает поразительную силу духа. Щеки ее сохраняют даже розовый цвет, а лицо ее, неизменно серьезное, без малейшего следа чего-нибудь напускного, полно истинного мужества и безграничного самоотвержения. Взгляд ее ясен и спокоен; в нем нет и тени рисовки».
Саму же казнь он охарактеризовал следующим образом: «Я присутствовал на дюжине казней на Востоке, но никогда не ви-дал подобной живодерни».
А повторилось то, что когда-то было и при казни декабристов.Осужджённый Михайлов дважды срывался с виселицы, и его смогли повесить, только накинув на шею две петли...
    Рабочий день мой давно закончился, а я всё сидел и слушал интереснейший рассказ моей сослуживицы. Передо моим взором открылся целый пласт русской культуры. Как неожиданно переплетались судьбы, образуя совершенно немыслимые сочетания... А за окном дул ветер. Крупные снежинки кружились в воздухе, составляя на стекле красивые узоры, но вскоре исчезали, подхваченные всё тем же ветром.
-Мама моя - Елена Александровна Маковская - окончила в Петрограде Смольный институт. - продолжала Ирина Семёно-вна.
- Она прекрасно помнит, как на выпускной акт приезжала императрица Александра Фёдоровна и благосклонно погладила её по голове. Разве могла мама тогда предположить, что всего через несколько лет в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома Александра Фёдоровна получит пулю в сердце?....
Ирина Семёновна говорила негромко, прикрыв глаза, словно вспоминала. Откинув назад прядь волос, упавшую на лоб, она горько сказала:
- Разве могла она тогда предположить, что станет со страной, да и с ней самой?. Как говорил поэт: «Всё разъято, смешано, разбито...»
- А чем ваша мама занималась?
- Помогло ей знание нескольких иностранных языков, полученное в Смольном. Она вышла замуж за Сенекерима Енокяна - бывшего красного комиссара, ставшего заместителем наркома путей сообщения Украины, которого в 37-ом аресто-вали, как сторонника Зиновьева, и сослали, нам сказали, в Воркуту, где он и исчез. Туда же с тремя детьми отправили и маму. Меня и двоих моих братьев приютила тогда наша тётка - мамина сестра. Она никогда не хотела иметь детей, и вдруг на неё свали-ваются не один, и не двое, а трое. Как вы догадываетесь, особого счастья ни она, ни мы не испытали. Но это произошло, когда я уже почти заканчивала школу. А сейчас я уже с мужем добровольно приехала в Воркуту. Его сюда распределили после окончания института.
Вы не поверите, что две правнучки бывшего петербургского губернатора (мама и её сестра) жили в Ленинграде в двух вось-миметровых комнатках. Утром мама усаживалась у радиоприёмника и пыталась «поймать враждебные голоса». Слышала она уже плохо, а видела ещё хуже, но с огромной лупой сидела и читала «самиздат». Вот и нам иногда тоже перепадало.
Она сделала паузу. А потом, понизив голос, добавила:
- Большевики разграбили, растащили всё, что когда-то было в семье, столько сде лавшей для русской культуры. Исчезли картины, портреты, рисунки... Остались, по сути дела, незначительные крохи от внушительного некогда семейного архива.

Стало совсем темно. Две настольные лампы в комнате - два островка света, а за окном не на шутку разыгрывалась пурга. Ветер крутил позёмку. Его завывание было похоже на волчий лай. И Ирина Семёновна, как-то странно улыбнувшись, вдруг неожиданно закончила свой рассказ:
- Деградирует русская интеллигенция. Куда мы идём?... От блистательных братьев Жемчужниковых до.. председателя месткома - это моя роль в жизни, от Алексея Толстого до парторга в Ленинградском ТЮЗе у великого Корогодского - роль моего брата Юры.

Юрий Енокян

автор Михаил Зисманов   mikzis

занимательные факты, 1900-е, живопись

Previous post Next post
Up