Несколько скульптур Тильмана Рименшнайдера

May 28, 2017 15:31

Оригинал взят у uchitelj в Несколько скульптур Тильмана Рименшнайдера
Тильман Рименшнайдер (нем. Tilman Riemenschneider) около 1460 - 1531 - крупнейший немецкий скульптор эпохи поздней готики.
Работал в дереве и камне, изготовлял в основном алтари и надгробия. Сохранилось множество его произведений, большая часть которых хранится в Main-Frankish музее в Вюрцбурге.

Римершнайдер одним из первых отказался от полихромии, но его "скульптура не является в буквальном смысле монохромной, так как он чуть тонирует зрачки, уголки глаз, губы. Тем не менее статуи и рельефы воспринимаются как одноцветные. И для того, чтобы возместить отсутствие колористического эффекта, мастер прибегает к эффекту тончайшей резьбы и игры света на поверхностях... Даже большие статуи...вырезаны со степенью подробности, характерной обычно для мелкой пластики, рассчитанной на близкое рассмотрение... С 1510-х годов решительно начинают преобладать работы в камне." Все цитаты по книге М.Я.Либман "Немецкая скульптура. 1350-1550"





Надгробие императора Генриха II и императрицы Кунигунды в соборе Бамберга 1499-1513



Чудо с сосудом

"Боковые поля занимают сцены из легенды о Генрихе и Кунигунде...В большинстве рельефов он обратился к почти жанровой трактовке...
Даже самые взволнованные и патетические сцены решены в спокойном и повествовательном плане, как всегда у Рименшнайдера.
Его дарование скорее лирическое, но, во всяком случае, не драматическое."












Божий суд







4 фото ниже из Википедии











Благовещение - ранняя работа скульптора 1485-1487. Музей Боде, Берлин



Так называемый "Алтарь Римершнайдера" из Бамбергского собора.
Насколько я поняла, авторство точно не установлено. Фигура Св.Себастьяна приписывается школе Римершнайдера

Каменные статуи Адама и Евы для портала капеллы Марии в Вюрцбурге. 1491-1493.
Оригиналы храняться в музее, на фасаде - копии.






"Художник, крепко связанный традициями, стоял перед задачей изваять в натуральную величину обнаженные фигуры. Он не знал античных памятников, как его итальянские коллеги; даже если он и успел повидать готические статуи (например на портале Адама в Бамберге), они не могли научить его передаче обнаженного тела. И Римершнайдер был вынужден выйти из положения собственными силами... Главным для скульптора...были головы статуй... В них нет пафоса взволнованности, нет в них также глубоких переживаний. Они спокойны и сдержаны, как почти все произведения Римершнайдера. Но в этих образах есть чистота и какое-то прекрасное целомудрие, тем более поразительное, что головы венчают обнаженные фигуры."



"Головы Адама и Евы принадлежат к самым благородным, самым законченным произведениям в немецкой скульптуре конца XV в. "
Фото из Википедии






Фото из Википедии

Кроме Адама и Евы на фасаде капеллы Марии есть еще несколько фигур.






"...Привлекает внимание Филипп, толстый человек со свисающими щеками и двойным подбородком.
Но умный взгляд и красиво очерченный рот свидетельствуют о духовном богатстве."

В поздний период творчества мастер больше внимания уделяет каменным надгробиям.



Надгробие епископа Рудольфа фон Шеренберга 1496-1499. Собор Вюрцбурга

"По старой традиции епископов хоронили под полом собора и на месте их захоронения у стены или столба ставили вертикальное надгробие..."




Оба надгробия немного подцвечены.



Надгробие епископа Лоренца фон Бибры 1516-1522. Собор Вюрцбурга

Надгробие выполнено почти через 20 лет после предыдущего и стилистически заметно отличается от него.
 "Новым предстает образ епископа. Это спокойно стоящий, надменно смотрящий вперед человек, преисполненный чувства собственного достоинства. Несмотря на большую обобщенность, черты лица носят портретный характер...Римершнайдер создал в значительной степени ренессансный образ..."






Надгробие рыцаря Конрада фон Шаумберга, после 1499. Вюрцбург, капелла Марии




"Римершнайдер скорее всего не знал Шаумберга и поэтому волен был придать рыцарю те черты, которые считал наиболее подобающими.
Нет ничего удивительного, что Шаумберг похож на постаревшего и много пережившего Римершнайдеровского Адама.
Этому типу идеальной красоты Рименшнайдер остался верен до конца."




https://de.wikipedia.org/wiki/Tilman_Riemenschneider
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Works_of_Tilman_Riemenschneider_in_the_Main-Frankish_museum

готика, 16 век, 15 век, Германия, скульптура

Previous post Next post
Up