«Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века» Часть I
http://vittasim.livejournal.com/199116.html«Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века» Часть II
http://vittasim.livejournal.com/199735.html«Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века» Часть III
http://vittasim.livejournal.com/201132.html В центре Белого зала выставлены предметы, которые входят в состав коллекции слепков со знаменитых антиков, заказанных Иваном Владимировичем Цветаевым для музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина). Цветаев, как и все археологи и ученые его времени, почитали образ Античности, воссозданный и популяризированный Пиранези. Эти предметы помогают составить представление о предметах, которыми занималась мастерская Пиранези и, заодно, оживляют строгость гравюрного ряда для посетителей. Часть предметов уже представлена в части II.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61897/119796075.1af/0_ff8f2_dc8fc4b3_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172684/119796075.1af/0_ff93e_c4a74d7e_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/105284/119796075.1af/0_ff93f_c1f092f4_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/93917/119796075.1b2/0_ffada_fa39d56d_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/201221/119796075.1af/0_ff940_37a6540_orig.jpg)
«Голова девушки». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Геркулануме на Вилле Папирусов. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Два экземпляра («Голова девушки» и «Голова юноши») являются копиями с бронзовых голов с Виилы Папирусов, раскопанной близ Геркуланума.Здесь было открыто множество скульптурных портретов античных литераторов и государственных деятелей, а также библиотека из 1800 папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Эти находки позволяют предположить, что владелец виллы был высокообразованным человеком и почитателем искусств, возможно Луций Кальпурний Пизон Цезоний, отец Кальпурнии, третьей жены Цезаря.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3803/119796075.1af/0_ff941_89192857_orig.jpg)
Эффектная спиралевидная прическа девушки позволяет предположить, что это египетский парик. Принимая во внимание подпись на постаменте, персонаж следует идентифицировать, как флейтистку Феспию при дворе Птоломея I Сотера.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/119695/119796075.1af/0_ff943_66bf0d08_orig.jpg)
«Голова юноши». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Геркулануме на Вилле Папирусов. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/105020/119796075.1af/0_ff942_6ec0f806_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/119796075.1af/0_ff944_8bc2e1b_orig.jpg)
«Статуя сфинкса с головой царя». Конец XIX - нач XX вв гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : Греко-римская эпоха (Египетский музей Каир) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сфинкс выполнял роль защитника фараона как воплощение божественной власти и в его лице - всей страны. Статуя не имеет подписи, поэтому точно не известно, какого правителяона изображает. Памятник обнаружен в Санхуре, недалеко от Фаюма, бывшим крупным центром торговли и обмена с древних времен и процветавшего в греко-римскую эпоху. Оригинал памятника, по видимому, изготовлен в греко-римскую эпоху и несет отпечаток смешения черт, характерных для египетской и античной изобразительной традиций. Типичная иконографическая сочетается с классическим профилем изображенного правителя. Когда Египет стал частью Римской империи, в Риме распространились различные египетские культы, изготавливаются памятники в египетском вкусе. Во многом благодаря этим римским египтизирующим памятникам европейцы узнавали о культуре и искусстве Древнего Египта.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51393/119796075.1af/0_ff945_791119d7_orig.jpg)
«Статуя Уджахорреспета». Гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : 519г д н э Зеленый базальт (Музей Григориано, Ватикан) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Статуя жреца Уджахорреспета, держащего в руках наус с фигурой бога Осириса, происходит из храма в Саусе. Уджахорреспет занимал высокое положение при дворе и смог сохранить и приумножить свои титулы как при египетских царях XXVIдинастии), так и при завоевателях персах (XXVII династии ). Он совмещал должности адмирала египетского флота, главного медика царя и жреца богини Нейт. Его автобиография вырезана на этой статуе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/119796075.1af/0_ff946_11ed3c96_orig.jpg)
В сравнении с современным состоянием оригинала слепок отличается необычным художественным решением головы жреца. Женственные черты лица, классическая линия профиля и длинные локоны являются результатом реставрации памятника в XVIII в. Статуя была обнаружена без головы, и европейский мастер восполнил скульптуру в античном вкусе. В 1783г это художественное восполнение было изготовлено мастером Никола Валентини. В настоящее время на оригинальной скульптуре в Ватикане восполненная голова демонтирована, но исторический слепок состояние памятника на период с XVIII по начало XX века. Таким в Риме египетское искусство видел Пиранези и его современники.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/242441/119796075.1af/0_ff948_5f2b5191_orig.jpg)
«Сосуд для кипячения воды, стоящий на треножнике». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: конец I в д.н.э. - I в.н.э. Найден в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/119796075.1af/0_ff949_79cb5db9_orig.jpg)
«Большой кратер». Гальванокопия, гипс Подлинник - серебро: конец I в д.н.э. - I в.н.э. Найден в Гильдесгейме, хранится в Античном собрании Государственных музеев Прусского культурного наследия, Берлин. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Серебрянный кратер входит в комплекс предметов разных форм и назначения, обнаруженный в Гильдесгейме в 1868г (Гильдесгеймский клад)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198860/119796075.1af/0_ff947_d8828de4_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/239438/119796075.1af/0_ff94a_dcd4f785_orig.jpg)
«Печь переносная». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сосуд представляет собой бронзовый цилиндр на изогнутых ножках в виде звериных лап, декорированных растительными элементами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195419/119796075.1af/0_ff94b_916285_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198860/119796075.1b0/0_ff950_6a917588_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172684/119796075.1b0/0_ff94e_10064c62_orig.jpg)
Его завершает высокая крышка с двумя парами фигурок борющихся атлетов по бокам. На самом верху статуя Эрота, плывущего на дельфине и играющего на кифаре.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/242441/119796075.1b0/0_ff94f_f662cb0f_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/115272/119796075.1af/0_ff94c_58a8b4c4_orig.jpg)
В нижней части топки приделана небольшая дверца, над которой висит маска комического актера.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/103691/119796075.1af/0_ff94d_a94da252_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/242441/119796075.1b0/0_ff952_5152065c_orig.jpg)
«Ваза с женской фигурой на ручке». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Сосуд с широкой горловиной и грушевидным туловом стоит на низком ленточном поддоне с тремя плоскими ножками. Ручка выполнена в форме обнаженного гермафродита с задрапированными ногами. Его правая рука поднята к голове, левая лежит на поясе. Большие крылья широко распахнуты за спиной вдоль линии венчика вазы. Нижний корень ручки декорирован женской крылатой протомой с птицей в руках.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/119796075.1b0/0_ff953_ee9e332e_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/218579/119796075.1b0/0_ff954_a617713d_orig.jpg)
«Гидрия с масками медузы и льва». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/102077/119796075.1b0/0_ff955_53947b68_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194778/119796075.1b0/0_ff956_4fd949b5_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51393/119796075.1b0/0_ff957_452658a1_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/119796075.1b0/0_ff958_dc5d75b7_orig.jpg)
«Магическая стела с барельефным изображением Хора на крокодилах и головой Бэса вверху». Первая половина XX в гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : эпоха Птолемеев, IVв до н. э - нач III в до н.э. серый сланец (Египетский музей Каир) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Стелы с изображением младенца Хора, так называемые «циннии Хора» - имели широкое распространение в позднем Египте. Хор показан стоящем на двух крокодилах; в руках он держит змей, скорпиона, антилопу и льва - животных бога Сета, воплощения злых сил мироздания и покровителя пустынь. По сторонам от фигуры Хора изображены два священных штандарта: слева штандарт увенчан цветком папируса, на котором сидит сокол в короне из двух страусовых перьев с солнечным диском; справа штандарт, символизирующий Нефертума, навершение которого оформлено в виде цветка лотоса с двумя свисающими ожерельями менит и двумя длинными страусовыми перьями. Хор представлен в обличие младенца - Харпократа - обнаженным и с «локоном юности», на лбу виден урей - символ его царствования. Над его головой маскарон с лицом бога Бэса - защитника женщин и детей. Изображения на стеле иллюстрирует богине Исиде, магией исцелившей своего сына Хора, укушенного скорпионом в тростниковых зарослях дельты, где она скрывала его от Сетха. На стеле вырезаны охранительные магические тексты. Считалось, что если облить водой такую стелу, то собранная вода станет целебной и поможет от укуса змеи или скорпиона.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/119695/119796075.1b0/0_ff959_be2875b8_orig.jpg)
«Канопа с крышкой в виде головы человека». 1920е в гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : 1 тыс. до н. э египетский алебастр (Государственный Эрмитаж Санкт- Петербург) ГМИИ им. А.С. Пушкина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38941/119796075.1b0/0_ff95a_86098d64_orig.jpg)
«Канделябр со светильником». Гальванокопия, гипс Подлинник - бронза: 60е гг I в. Найдена в Помпеях. Хранится в Национальном археологическом музее в Неаполе. ГМИИ им. А.С. Пушкина
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/119796075.1b0/0_ff95b_e742071b_orig.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/172684/119796075.1b0/0_ff95c_b6ae9ca9_orig.jpg)
«Статуя бога Тота в образе сидящего павиана перед жертвенником с иероглифической надписью на боковых гранях». Первая пол XX в гипс тонированный, литье по форме. Подлинник : поздний период XXVI династии (ок 685-525 до н.э.) песчаник (ГМИИ им. А.С. Пушкина) ГМИИ им. А.С. Пушкина
Культ бога Тота в греко-римский период сливается с культом Гермеса Трисмегиста, и многие связанные с ним представления влияют на формирование изотерических традиций, в частности, масонства (интересно отметить, что Пиранези принадлежал к масонскому движению)