Замок Вайдахуняд: непростая архитектура

Dec 04, 2016 16:06

Замок Вайдахуняд  в архитектурном плане представлет собой единство несочетаемого: его ансамбль включает в себя романскую, готическую и ренессансно-барочную части, соединенных  единым  дворовым пространством, также сочетающем в себя элементы разных архитектурных эпох Венгрии.



Фасад главного входа Замка адекватно повторяет крепость Вайдахуняд в Трансильвании, построенную в 1450 г. и принадлежавшую семейству Хуняди, но по масштабам и пропорциям значительной ей уступает. Составные части сооружения воскрешают исторический период замка Хуняди  с 1301 по 1526 гг.



Готическая группа зданий начинается широкими стрельчатыми воротами, которые вместе с мостом напоминают вход типичного средневекового замка (при этом железная решетка стабильно фиксирована). Зубчатая балюстрада и  бойницы оборонительного коридора, расположенные по верху башни, имитируют сходное построение епископской крепости в Дяковаре (Хорватия).



С левой стороны возвышается «Башня пыток», являющаяся плодом вольного архитектурного воображения. В ее внешний фасад встроена копия выступающего из стены готического закрытого балкона трансильванского первоисточника, принадлежащего роду Хуняди.



С другой стороны ворот находится башня, за которой следует постройка с четырьмя большими готическими окнами. Фасад здания с данного ракурса завершает башня «Не бойся», образуя переход к массиву рыцарского замка, выходящего на искусственный каток городского парка.





В конце этого ряда  находится апсида капеллы, построенной в 1460х гг в имении Заполяи Сепешчютёртёкхей, с высокими окнами,украшенными ажурной каменной гравировкой. От нее в направлении ренессансного комплекса к хозяйственному входу, оформленному в средневековом духе, ведет переходная ажурная башенная стена романо-готического стиля с бойницами, в центре которой возвышается небольшая крепостнообразная полукруглая башня.



Вступив в замок через главный вход, посетитель видит во внутреннем дворе заднюю стену готической группы в виде церковного фасада. Однако за ним находится не неф, а лестница, ведущая наверх. Центр фасада занимает огромное колоритное окно из флинтгласа с ажурной каменной резьбой (в сердине розетки с внутренней стороны распложён венгерский  герб).



На задней стороне двора под тройной итальянской аркой зодчий разместил готические окна из флинтгласса с ажурной каменной резьбой, а под аркой - балкон по всей длине стены, защищенный выступающей крышей на деревянных консолях. Фасад украшают копии барельефов короля Матиша Хуняди и его жены Беатриче Арагонкой.





Группа ансамбля в романском стиле расположена налево от главного входа. Она состоит из трех частей, наиболее известной которых является так называемая Якская часовня, которая отчасти повторяет романскую церковь в поселке Як области Ваш на западе Венгрии (освящена в 1256 г.).



Внутренние стены входа в часовню богато отделаны каменной резьбой, с обеих сторон на ступечато поднимающихся  пилонах в нишах расположены скульптуры десяти апостолов с Христом в центре. Два других апостола и Мария с младенцем расположены на обеих сторонах в настенных углублениях. Львы, стоящие у входных пилонов точно дублируют архитектурные решения якского образца, поэтому их гипсовые копии сейчас представляют собой единственные адекватные соответствия  оригинальных скульптур, которые к нашему времени уже сильно пострадали от коррозии.



Остальные детали церкви отличаются свободной планировкой.  Кроме того, отличия в размерах привели и к различиям в размещении составных частей часовни (левая апсида ее прямоугольная, внутренне пространство короче и шире). Окна  часовни выполнены из флинтгласса. Прилегаюший к церкви дворик является плодом воображения архитектора, использующего частичного итальянские средневековые образцы.



В процессе перестройки дворца под музей возникла необходимость соединить готическую и ренессансную группу, чтобы разместить там служебные помещения - так возникло соединительное крыло, которое образует переход от одной эпохи к другой. Фасад ее со стороны двора являет собой аркадные ворота в духе северо-итальянского ренессанса.



Ренессансная и барочная группа различаются только фасадами, их внутренние помещения выдержаны в едином стиле барокко. Со стороны городского катка и с востока прослеживаются признаки эпохи Возрождения. Общий вид несколько мрачноватого большого заднего фасада оживляют цветные витые сграффито и бегущие по фризу ренессансные элементы, имитирующие сандрики домов области Сепеш в северной исторической части Венгрии. Фасад здесь симметричен, в середине с ризалитом, увенчанным выступающей башней, что, по мысли И. Алпара, было характерно для дворцовых фасадов немецкого ренессанса (подобные фрагменты зданий встречались в городах области Сепеш с немецким населением).



Часть здания  оформлена в духе французских ренессансных замков времен короля Ференца I-го с отчасти отштукатуренной поверхностью, декоративными колоннами и цветисным рельефом. Южный край фасада частично повторяет барочные контуры башни на бастионе святой Каталины в Брашшо. Середина расчленяется арками, а вверху заканчивается острым шпилем и четырьмя угловыми башенками. Нижнюю часть, тяжеловесную и массивную архитектор разнообразил использованием балконов и оконных рам с ренессансными и барочным украшением по образцу ратуши в Бартфе. Согласно первоначальному замыслу И.Алпара, западный фасад корпуса имитировал башню ренессансной ратуши в Лёче и ренессансный фасад с резными фризами дома Ракоци в Эперьеше. Эта часть здания во время Второй мировой войны была  полностью разрушена и входе реконструкции была восстановлена с использованием элементов фасада замка Грашшалковичей в Гёдёллё, уже в барочном стиле.






Барочный фасад здания по намерению проектровщика выстроен  в габсбургском стиле времен императрицы Марии Терезии. Здание, протянутое по извилистой линии, типично барочного характера, однако не соответствует никакому прототипу, а является вольной композицией, соединяющей элементы епископского дворца в Надьвараде, архитектурных сооружений венских зодчих Фишера фон Эрлаха и Лукаса фон Хильдебранда.



При создании купола проектировщик использовал  основной элемент ворот замка в Дюлафехерваре. Покрытые куполами два крайних ризалита  - также плод творческого воображения. Пространство главного фасада между большими арочными окнами изобилует множеством орнаментов, рельефов и скульптур, характерных для эпохи барокко. На выпуклых ризалитах  находятся парные пилоны, а на вогнутых стоят  мужские и женские фигуры атлантов, украшенных  пилястрами.  Над оконными арками первого этажа архитектор расположил  островерхие замковые камни, а на втором этаже - мужские головы и антаблемент.



Портал над главным входом свои пышным убранством превосходит  даже привычное барочное фасадостроение: трубящие крылатые англеы, парные группы путто, львиные головы, раковины, гирляндовые фестоны, каменные и жестяные вазы. Венчает купол венгерская государственная корона.



Вокруг купола и над террасной балюстрадой как бы прят скульпутры, олицетворяющие разные виды сельскохозяйственного труда. Их повтороение в разной последовательности создает впечатление  большого количества разнообразных фигур (скульпторы Й Дамко, Р. Фюреди, Б. Маркуп, Б. Радиан, И. Тот).



Переход из одной  архитектурной эпохи в другую  дает возможность как ознакомиться с различными традиционными элементами венгерской архитектуры, так и подивиться выдумке и воображению И. Алпара, сумевшего соединить  как рамках единого архитектурного комплекса, так и каждом отдельной его части  реальные и выдуманные элементы выбранных архитектурных стилей.

архитектура, 14 век, 15 век, 13 век, Венгрия

Previous post Next post
Up