Пражская Лорета: Сокровищница

Nov 28, 2016 07:44

В Сокровищнице Пражской Лореты выставлены дары, подаренные паломниками и почитателями Лоретанской Богородицы - это почти исключительно произведения эпохи строительства Лореты, преимущественно, второй половины XVII и  XVIII вв. Большинство предметов, представленных  в Сокровищнице, - бесценные изделия художественного промысла из золота и серебра высочайшего уровня работы.



Сокровищница находится на втором этаже комплекса Пражской  Лорета - результате ее новых перестроек рубежа 50-х - 60-х гг. XX  в. Экспозиция Лоретанской Сокровищницы была открыта в 1962 г.



Как и всем другим святым местам, собранным ценностям Лореты в Праге на протяжении веков грозили опасности - причем не только от рук злоумышленников, но и  со стороны государства, которое практиковало конфискацию собранных церковью ценностей. Так, итальянский Лорето потерял практически все свои сокровища в ходе наполеоновских войн. Пражскую Лорету постигла частичная конфискация в период войны с турками в 1705 г., а в период наполеоновских войн  из сокровищницы был передан  ряд предметов из ценных металлов, расплавленных на монеты (серебряные и золотые чеканые тарелки, блюда, лампы, вазы и т.д. - на  богослужебную утварь конфискация не распространялась).Несмотря на эти печальные потери, до наших дней в Лоретанской Сокровищнице сохранилась свыше 300  ценных преметов прикладного искусства.



В 1950-х гг. чехословацкое госудураство  не пожалело средств доя устройства пышной выставки, посвященной сокровищам Лореты, в явном стремлении "показать ее как пример святых мест периода второго крепостничества, когда феодал делил с монахом душу и тело крепостного, покупяа их  повиновение иногда плетью, иногда дешевым обетом загробного мира". Однако в эти же годы часть инвентаря Лореты (мебель, картны, текстильные изделия) были перевезены в другие государственные музеи.



Самый известный  предмет Сокровищницы - это, безусловно, Алмазная монстрация. Жемчужина сокровищницы была изготовлены из наследства Людмилы Евы Франциски, графини и из Коловрат, в венской придворной мастерской ювелира Иоганна Кинишбауэра и Матиаша Штенгера в 1696-99 гг. Предполагается, что автором проекта, безупречного с художественной точки зрения, был  выдающийся венский зодчий Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах.
Поддон  монстрации имеет форму скалы с драконом. Фигура Богородицы - Непорочное зачатие - с руками сложенными на груди в смиренном жесте, взирающая вверх, - составляет фигурный ствол монстрации. Над отверстеием для Евхаристии находится фигура Бога Отца, посылающего Святого духа в форме голубя.  Из круглого центра короны (верхней части монстрации) исходят сквозь облака лучи, усыпанные алмазами - благодаря этому монстрация имеет второе название: "Пражское солнце".



Кроме известной Алмазной монстрации, Лоретанская Сокровищница включает и несколько других монстраций барочного типа. Это Малая жемчужная монстрация  стиля раннего бароккко (изготовлена из арабского золота, украшена жемчужинами небывалых размеров, алмазами и белыми эмалевыми розетками; подарена Элеонорой, графиней из Ностиц-Раинек, урожденной Лобковиц), пышная Перстеневая монстрация (изготовлена в 1748 г. пражским ювелиром Фратишеком Михалом Редельмаером скорее как монтаж драгоценных украшений), Лобковицкая монстрация (анонимная работа из Малой Страны 1673 г., украшенная кораплом), Монстрация с боярышниковым венцом третьей четверти XVII  в., Большая Жемчужная монстрация и др.











Благодаря почитанию Лоретанской Богродицы в Сокровищнице находится ряд корон двух размеров, некторые из которых представляют собой уникальные ювелирные работы. Серебряный позднеготический потир в центре витрины изготовлен в 1510 г. и является даром Криштофа Ферлинанда Попела, дворянина из Лобковиц.



Среди жертвователей Лореты были также  представители высшего духовенства. Пожертвованием  пражского архиепископа Арношта Войтеха, кардинала из Гарраха, является пацификал (напрестольный крест) с большими кусками хрусталя, украшенный по краям чешскими гранатами. Из наследства архиепископа в Лоретанскую Сокровищницу поступила также митра из белого шелка, шитая золотом и украшенная алмазами, жемчугом и эмалью.





В одинаковой степени значительны уникальные наборы текстильных изделтий - облачений и других литургических материй  и одеяний для статуи Лоретанской Богородицы.



К ценнейшим  предметам Сокровищницы принадлежит также домашний алтарь из эбенового дерева с  серебряной скульптурной группой Рождества Господня от семьи Молларт, из которой происходила Мария, супруга Адама Гавела Попела из Лобковиц, мать Бенины Катерины из Лобковиц. Поэтому есть  вероятность, что алтарь, как семейную ценность, подарила Лорете ее основательница. На алтаре нахождится клеймо ювелира Абрагама Лоттера младшего, работавшего в Аугсбурге в 1618-25 гг. (аналогичная работа хранится в Мюнхене).  Его же работе принаджлежит и пара настольных подсвечников из серебра, нахордящиеся в витрине.



Дары, размещенные в Сокровищнице Лореты, с одной стороны, являются примером религиозности чешских дворян эпохи бароко, а с другой, выступают ценнейшими предметами исторической ценности. В любом случае, они, безусловно, стоят того, чтобы их увидеть и восхититься их невероятной красотой и ювелирным мастерством их изготовителей.

Чехия, 16 век, 17 век, 18 век, декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up