Пражская Лорета: амбит и Храм Рождества Господня

Nov 23, 2016 07:21

Пражская Лорета - типичный для эпохи барокко арихтектурный ансамбль: если  Святая Хижина должна служит образцом малого пространства и скромности, то распложенные вокруг архитектурные формы несут в себе  яркость и пышность, так свойственные данной эпохе.



Архитектурная концепция Пражской Лореты развивает пример лоретанского места паломничества, в котором решение пространства определяется небольшими размерами главного духовного центра комплекса - Святой хижины, а создание цельного архитектурного комплекса вокруг нее достигается воздвижением или храма прямо над Хижиной (как в итальянском Лорето) или закрытым двором с арками, в центре которого хижина при обретает соответствующую выразительность.
Для Пражской Лореты был выбран вариант амбита (нижней галереи с арками), которая, находясь на расстоянии от  основной (относительно небольшой) постройки, подчеркивает ее значительность. Амбит Пражской Лореты обладает четырьмя часовнями в углах, двумя часовнями на поперечной оси двора, колокольней в центре  и храмом в главной оси.



Согласно архитектурному решению, прежде чем паломник подойдет  к Святой хижине, он имеет возможность пройти серверную часть амбита с пристроенными часовнями. Первый этаж амбита строился постпепенно с 1631 г. архитекторами Дж. Б. Орси, Андрея Аллио и Силвестро Карлоне. У стен коридора стоят ряд скамеечек для коленопреклонения с образами святых (покровителей и заступников в разных нуждах), пользующие большой популярностью в Чехии эпохи барокко.

Св. Себастьян.


Св. Иоанн.


Св. Мария Магдалина.


Св. Людмила


Скамеечки с образами в комплексе с потолочными фресками должны побуждать проходящего паломника к молитве и размышлениям. Автор росиси в сводчатых потолках  первого этажа амбита - Феликс Антонин Шеффлер.



Изначально храм и две часовни (в центре северного и южного крыла) в первоначальной планировке середины XVII в.  были только неглубокими нишами с алтарями. С возрастающей славой Лореты возросла и посещаемость данного места, поэтому появилась необходимость расширить их пространство. Постепенно (до конца XVII  в.) были созданы большие прямоугольные часовни в углах закрытого двора, последовательно расширены часовни на поперечной оси и в несколько этапов часовня Рождества Господня перестроена в храм



В северо-западном углу амбита находится Часовня Святой Анны, выстроенная на средства общественного сбора 1687 г.
Часовня Св. Анны, главный алтарь, конец XVII  в.



В центре северного крыла амбита расположилась Часовня Святого Франциска Серафинского, которую пристроили в 1717 г. на средства Элеоноры Каролины, княгини из Лобковиц.
В северо-восточном углу вмбита расположена Часовня св. Семейства, построенная еще в 1691 г. на средства Людмилы Евы Франциски, графини из Коловрат.

Часовня Св. Семейства.


В юго-восточном углу амбита находится Часовня Св. Креста, освященная одновременно с часовней Св. Семейства в 1691 г.  и также выстроенная на деньги Людмилы Евы Франциски.



В центре Южного крыла амбита находится Часовня Св. Антония Падуанского - ее планировка и часть убранство соответствуют противоположной часовне Св. Франциска, и построена она тоже на средства Элеоноры Каролдины, княгини из Лобковиц.
Последней часовней амбита  является Часовня Скорбящей богоматери - самая старая среди часовен. Стимулом для ее постройки стала готическая Пьета, на которую обратил внимание в середине XVII в. богатый член ратуши  Малой Страны. Эта Пьета была изначально размещена в часовне Св. Антония, которая в то время была только небольшой нишей. Тронутый судьбой скульптуры (она была спасена от сожжения протестантами) он и решил построить для нее часовню, выбрав юго-западный угол амбита, где она была выстроена по проекту архитектора Яна Иржиго Майера. Для скульптурной группы был сооружен главный алтарь с двумя фигурами ангелов и  картиной Св. Марии Магдалины на фронтоне.



В восточном крыле амбита находится Храм Рождества Господня. Изначально он представлял собой только часовню в нише, которую в 1717 г. расширила Мария Маркета, графиня из Вальдштейн - у часовни появились ораторий и сакристия - тогда ее уже называли «большой часовней». В 1722 г. была предпринята перестройка часовни под руководством Криштофа Динценхофера, а затем его пасынка  Яна Ирди Айрбауэр.
Храм, представляющий однонефную постройку с тремя сводчатыми полями и неглубокой алтарной частью, был освящен в 1737 г., однако работа по убранству его интерьера продолжалась и позже.



Главный алтарь в центральной нише Храма имеет картину в стиле ренессанс «Поклонение младенцу» в богатой рокайлевой раме из чеканного серебра. Скульптурные группы на алтаре - статуи Св. Иосифа и Иоакима, Бога Отца и ангелов во фронтоне -  работа пражского резчика Матиаша Шенгерра. На алтаре находится табернакулюм - дарохранительница из золоченого и  серебряного листа.
Храм Рождества Господня, вид на главный алтарь, 30-е гг. XVIII  в.


Интерьер храма с запада закрывают  музыкальные хоры с деревянным корпусом органа, который изобилует фигурами ангелочков, играющих на музыкальных инструментах. Под хорами находится крипта для покойных  покровителей Лореты, сооруженный еще в период «большой часовни».

Кафедра Храма Рождества Господня.


Первоначальный орган  работы Леопольда Шпигеля, приобретенный на средства Элеоноры Каролины, княгини из Лобкович, в 1718 г.  расширил Й. Гельвиг, а позднее -  в 1734-39 гг. - он  был заменен новым органом, который создали Франтишек Кацер и Кашпар Вельцер.



Архитектуру органа продолжают  фрески стен и потолка храма.
Фреску «Сретение» создал  в 1735-1737 гг. выдающийся барочный художник Вацлав Вавржинец Райнер.



Завершает ансамбль Пражской Лореты Сокровищница, о богаствах которой будет рассказано в следующий раз.

Чехия, 17 век, архитектура, живопись, барокко

Previous post Next post
Up