Оригинал взят у
alliry в
Арсение (Арсе) Теодорович - мастер церковной и портретной живописи начала XIX векаМного ли мы знаем о сербских живописцах? Боюсь, что мы в лучшем случае слышали их имена или случайно натыкались на могильные плиты во время обзорных экскурсий. А ведь эти мастера сохранили для нас историю, увековечив ее в резных иконостасах старинных церквей и точных, будто фотографии, портретах важных для той эпохи людей. Одним из таких умельцев, знакомых ныне лишь экспертам в мире изящных материй да высоких искусств, был Арсение Теодорович - дока церковной и портретной живописи свободного града Нови Сада начала XIX века.
Портрет Симеона Коича, священника в Старом Врбасе, 1825
Арсе Теодорович родился в 1767 году в деревушке Перлез, расположенной на середине пути между Сремскими Карловцами и Тимишоарой у живописной "Carska bara" (природный резерват). Это маленькое поселение (в те времена оно насчитывало всего 9000 жителей, а теперь и вовсе менее 4000), достаточно хорошо известно. Помимо главного персонажа нашего сегодняшнего романа, здесь появились на свет народный герой Пап Павло и фолк-певица Стойя.
Свою карьеру Арсе начал в качестве помощника учителя. Он набирался опыта, обучаясь у мастеров-художников в Банате и Среме. В 1788 году, накопив немного денег, он отправился в Вену и поступил в Академию изобразительных искусств. Тут юный Теодорович познакомился с Доситеем Обрадовичем - первым Министром просвещения Сербии, глубоко образованным представителем политики просвещенного абсолютизма (или, как ее принято называть, йозефинизма). Эта дружба стала знаковой для будущего художника. Поняв необходимость образования, он стал поборником культурного просвещения австрийских сербов.
Портрет Доситея Обрадовича, 1819
По завершению Академии в 1796 году Арсе Теодорович перебрался в Нови Сад, а после временно поселился в Тимишоаре. Там он открыл художественную школу, но надолго не задержался. Уже в 1803 году он вернулся в Нови Сад, где и жил до самой своей смерти в 1826 году.
Портрет юного Павле Трифунаца из Батфе, 1820
Самой ранней из известных работ живописца стал портрет Доситея Обрадовича, написанный в 1794 году. Это было первое из полотен сербских мастеров, запечатлевшее не церковного чиновника и не библейскую сцену, а гражданское лицо. Арсение работал не покладая рук и вскоре "поместил в позолоченные рамки" целую когорту достопочтимых товарищей- писателя и педагога Аврама Мразовича, купца Гаврила Божитовца, фельдмаршала Дука, протоиерея Койича и епископа Кирилла Живковича.
Портрет юноши из семьи Трифунац, 1808
Портрет Уроша Несторовича, 1820
Не забывал он и портретах дам. Не сосредотачиваясь на материале и декоративных элементах, он старался четко передать формы, особенности натуры и эмоциональный настрой своих моделей.
Портрет Макрены Коич, супруги Симеона Коича, 1825
Портрет Софии Хаджич, урожденной Петрович
Но, обеспечив себе место среди ведущих представителей классической школы (или, если говорить точнее, сербских неоклассицистов) и заработав достаточно денег, Арсе сконцентрировал все свое внимание на том, что было ему гораздо ближе - на иконописи. Известно, что за время своей художественной деятельности он расписал не менее 26 иконостасов, в т.ч. для церквей в Футоге, Панкраце, Вршаце, Земуне, Зренянине и Новом Саде. Самой же прекрасной и масштабной из его работ стала роспись Алмашкой церкви - крупнейшего из православных храмов Нови Сада.
В резных "подставках" под иконы, созданных на основе гравюр великих мастеров Барокко и Ренессанса, он передавал все особенности своего классического воспитания: простой и понятный сюжет, наглядную композицию, сдержанные краски и идиллическое освещение. В качестве декораций к известным библейским сценам он использовал руины греческих храмов, римские акведуки и средиземноморские пейзажи.
Как ни странно, Арсе Теодорович не заинтересовался работой над только что возведенным Успенским храмом в родном Перлезе. Кто знает, что стало тому виной. Возможно, жители Перлеза не были столь состоятельными, чтобы оплатить внутреннее убранство храма сразу после его постройки в 1811 году. Или, быть может, Арсений зазнался из-за столичной популярности. Был ли он чрезмерно занят или попросту излишне дорог?
Как бы там ни было, память о великом художнике сохранилась во всех уголках Австро-Венгерской империи, кроме его родного края. Стены же Успенского храма украшают дивные иконы, созданные не менее прославленным, чем Арсе, художником Урошем Предичем.
В 1821 году Арсение Теодорович попробовал свои силы в написании исторических полотен. Но, несмотря на огромные амбиции и талант, вложенные в создание композиции "Стеван Штилянович делит еду между сиротами", он так и не обрел славы в новом качестве.
Богич Вучкович, 1812
Часть заработанных средств живописец тратил на обучение юных талантов. Среди студентов его художественной школы в Тимишоаре был и гениальный
портретист Константин Данил. В течение 4-х лет он, войдя в круг наиболее приближенных к мастеру учеников, обучался классическому искусству и создавал наброски, портреты, пейзажи и скульптуры. Говорят, что совсем скоро рука Данила стала столь уверенной, что его труды стали путать с работами учителя.
Портрет Йована Ягодича (художник Константин Данил)
Другим известным учеником, выпустившимся из художественной мастерской Арсе Теодоровича в Нови Саде, был Никола Алексич - родоначальник целой династии живописцев и автор иконостасов православных церквей в Кувине, Араде и других городах Румынии. В течение нескольких лет Арсение руководил еще одной студией - "Школой рисовальщиков" (Crtačka škola) в Сремских Карловцах.
Портрет майора Йована Стефановича Виловски (художник Никола Алексич)
О личной жизни мастера ничего не известно. Мы знаем лишь о том, что свободное от работы время самый известный из новисадских деятелей искусства начала XIX века проводил в первой городской кафане. "Турецкий хан" ("Turski han") открылся на месте, где сейчас находится здание культурно-просветительского общества "Матица Српска", вскоре после провозглашения Нови Сада свободным городом. Тогда здесь собиралась сербская элита - писатели и художники, учителя и адвокаты. Тут, за чашечкой крепкой "турской кафы", решались дела государства, рождались на свет дерзкие планы и инноваторские идеи.
"Турецкий хан" был столь популярен, что примеру его хозяина, Манойло Бербера, последовали десятки состоятельных людей. К концу XIX века в Новом Саде открылось более 50 кафан, ресторанов и небольших гостевых домов. К сожалению, в наши дни эти заведения утратили свое первоначальное значение, превратившись в места для увеселения да набивания животов.
Арсение Теодорович этого, конечно, уже не увидел. Он покинул грешную землю в 1826 году и был похоронен у входа в Алмашку церковь, рядом с лучшей частью своего бессмертного наследия. Эту часть города он любил со всей силой своей широкой души: здесь располагались два принадлежавших ему дома.
Не сохранилось ни одного портрета основоположника сербского неоклассицизма. Зато остались его труды - иконостасы храмов в Футоге, Пакраце, Вршаце, Новом Саде, Карловце, Сремской Митровице, Баваниште, Зренянине, Земуне и десятке других городов бывшей Австро-Венгерской империи. Часть портретов известных деятелей XVIII-XIX веков, вышедших из-под его кисти, хранится в Галерее Матицы Српской в Нови Саде и в Национальном Музее Сербии в Белграде.
Разномастность фотографий объясняется их происхождением "Найдено в интернете".