Фотографии конца XIX - начала XX века армянских церквей и монастырей существовавших на востоке нынешней Турции. Ныне почти все эти сооружения полностью разрушены.
Армянские церкви из Восточной Анатолии по стилистике сильно отличаются от тех, что можно увидеть в самой Армении. В них очень много общего с исламскими мечетями, в сущности, они своими шатровыми крышами и кубическими формами больше похожи на персидские погребальные комплексы имамзаде. Византийского в них почти ничего нет, что удивительно, ведь, кажется, что Западная Армения ближе к Византии географически.
Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш. (Почти все фото кликабельны)
Можно предположить, что монастыри в Западной Армении, находясь на территории Османской империи, имели значительные финансовые возможности, поэтому часто перестраивались, каждый раз все больше приближаясь к канонам исламской архитектуры. В то время как армянские общины на территории нынешней Армении, начиная с 13 века, стали подвергаться постоянным ударам завоевателей, и их численность существенно снизилась, фактически нормально функционировал только один
католикосат в Эчмиадзине. У большинства монастырей не было финансов на перестройку своих церквей, как известно, главный разрушитель старых храмов - это сами верующие, которые постоянно пытаются подновлять свои святилища. Если же религиозная община исчезает, то храмы остаются в своем изначальном виде. Поэтому самые древние армянские церкви сохранились именно на территории Армении (и прилегающих областях - Ани, Карс), в Малой Азии (нынешней Турции) древних церквей даже в 19 веке осталось уже очень мало.
Церковь Святого Креста (Сурб Хач) на острове Ахтамар, 915-925 гг. Это самый древний и единственный сохранившийся храм из всех здесь представленных.
Процессия в храме Святого Креста.
Монастырь Варагаванк рядом с озером Ван. Он был основан царем Васпуракана Сенекиримом Арцруни в 11 веке.
Монастырь Варагаванк
Монахи монастыря Варагаванк показывают трон царя Синакерима Арцруни.
Шатровые главы церквей монастыря Варагаванк.
Монастырь Нарекаванк (основан в начале 10 века) у южного берега озера Ван.
Монастырь Нарекаванк
Монастырь Нарекаванк
Тебризские ворота крепости в городе Ван.
Армянки из района озера Ван.
Монастырь Иоанна Предтечи (Сурб Карапет) недалеко от города Муш. Считался самым важным религиозным центром в Западной Армении, с 12 веке здесь находилась резиденция епархии области Тарон.
Церкви монастыря были возведены в 16 веке.
Монастырь Иоанна Предтечи зимой.
Колокольня монастыря Сурб Карапет была возведена в 1788 году.
Армяне области Ван.
Монастырь Святых Апостолов (Сурб Аракелоц) в 11 км от города Муш. Монастырь был основан в 11 веке, крепостную стену возвели в 1791 г.
Монастырь Святых Апостолов.
Кладбище с хачкарами монастыря Святых Апостолов.
Армянский воин в полном вооружении, район озера Ван.
Армянская семья.
Монастырь Святого Григория (Сурб Григор) на острове Лим озера Ван. Церковь Св.Григория интересна своим коническим куполом, он в точности похож на купол
гробницы знаменитого Мевляны - поэта Джалаладдина Руми в Конье. Гробницу Мевляны закончили в 1274 году, купол церкви Св. Григория более поздний - самая ранняя дата 1310 год. Подобная "гофрированность" стен была хорошо известна и ранее, наиболее масштабно ее применили при строительстве самого большого
башенного мавзолея - Гумбад-и Кабуса. Монастырь Лим
Монахи монастыря на острове Лим.
Монастырь Святого Варфоломея в Башкале, 13 век.
Входной портал церкви Святого Варфоломея.
Киликийский католикосат Армянской церкви в Сисе, здесь он распологался с 1282 года.
И несколько неопознанных мной армянских монастырей.
Армянские монахини.
Армяне области Ван.
Армянская девочка из Восточной Анатолии, 1900-1915 гг.
Еще Армения на старых фото:
Армянские церкви на старых фото Путешествие по Армянскому нагорью в 1890-х гг.