Оригинал взят у
galik_123 в
Русская неделя аукционовНовость из мира искусства
Александр Яковлев. Пальмира, 1933
Русские торги картинами, а также предметами декоративно-прикладного искусства в Лондоне традиционно проходят дважды в год - летом и осенью. Торги, которые проводят аукционные дома Christie's, Sotheby's, MacDougall's и Bonhams, привлекают внимание коллекционеров и поклонников русских мастеров не только выставленными на продажу лотами, но и соперничеством четырех конкурентов по трем основным номинациям: общая сумма продаж, количество проданных лотов и самые дорогие из них. Все аукционные дома расположены в радиусе полутора километров друг от друга, что позволяет их представителям своими глазами отслеживать успехи соперников.
Очередная русская неделя торгов завершилась. Торги прошли: 6 июня в аукционном доме Christie's, 7 июня - в Sotheby's и Bonhams, и 8 июня - в MacDougall's. Наибольшую прибыль получил аукционный дом Sotheby's. Она составила $12 млн. Было продано около 70% лотов.
Самым дорогим лотом торгов стала картина Ивана Шишкина (1832-1898) "На опушке соснового леса". Картина продана за более чем $2 млн. Художник написал ее в 1897 году, за год до смерти, и представил на выставках Товарищества передвижников в Петербурге и Москве. Шишкин, родившийся в Елабуге, изобразил на полотне местные просторы. Первым владельцем картины стал купец первой гильдии, племянник художника Николай Стахеев. Из его переписки с дядей известно, что над покупкой картины для своей собственной коллекции думал император Николай II. Во время революции Стахеев бежал из страны, но забрал полотно с собой. Во Франции он продал "На опушке соснового леса" бельгийскому художнику Шарлю Дефрейну, наследники которого и выставили картину на торги. Полотно было приобретено неизвестным покупателем после напряженной борьбы четырех претендентов.
Иван Шишкин. На опушке соснового леса, 1897
Картина известного грузинского художника Нико Пиросмани "Косуля у ручья" была продана за 916 тыс. долл. Новым владельцем картины стал бывший премьер-министр Грузии, миллиардер Бидзина Иванишвили.
Нико Пиросмани. Косуля у ручья
Монументальное шестиметровое полотно Константина Маковского уже выставлялось на "русских торгах" осенью 2014 года. Тогда картина оценивалась существенно выше в $2,4-4 млн, но в результате оказалась в числе непроданных. Считается, что художник создал полотно в парижской мастерской в 1914 году и посвятил его 300-летию Дома Романовых. Картина участвовала в выставке в 1926 году, а затем ее следы затерялись. Как сообщал Sotheby's, в 1976 году картина оказалась в США, где была продана американскому коллекционеру всего за $4,8 тыс. В этот раз картина продана за 599 тыс. долл.
Константин Маковский. Иван Сусанин, 1914
"Вечерний отсвет" Айвазовского продан за 268 тыс. долл.
<
Иван Айвазовский. Вечерний отсвет, 1887
"Вид Кавказа с горой Казбек в отдалении" за 285 тыс. долл.
Иван Айвазовский. Вид Кавказа с горой Казбек в отдалении
Не был продан монументальный эскиз самой известной картины Генриха Семирадского "Светочи христианства. Факелы Нерона". Это единственная из крупных подготовительных работ художника к законченному полотну, до сих пор остающаяся в частных руках. За четыре года работы над семиметровой композицией Семирадский создал множество графических набросков и этюдов, большинство из которых, как и сама картина, сейчас находятся в собрании Национального музея в Кракове.
Сюжет картины, на которой Семирамидский изобразил горящих христианских мучеников, взят из первого гонения христиан при Нероне. Живописец умело подчеркнул красоту окружающего мира и духовное уродство людей, этот мир населяющих. Идея этого грандиозного полотна пришла художнику во время путешествия по Европе.
Генрих Семирадский. Светочи христианства. Факелы Нерона. Эскиз, 1876
Выручка основного конкурента Sotheby's - аукционного дома Christie's, превысила $6,4 млн. В общей сложности с молотка ушло 74% лотов. По словам представителя аукционного дома, уровень продаж вырос на 9% по сравнению с прошлым сезоном. Топ-лотом стало тоже полотно Ивана Айвазовского (1817-1900) "Османская кофейня в лунном свете", которое ушло с молотка за $280 тыс. Созданное в 1857 году произведение, на котором художник изобразил мужчин, собирающихся в прибрежной кофейне, было продано по нижней планке оценочной стоимости. Иван Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году. И с тех пор считал его самым восхитительным и загадочным местом во всем мире, на протяжении всей жизни неоднократно изображая город на своих холстах.
Иван Айвазовский. Османская кофейня в лунном свете, 1857
Высокие результаты на торгах показал торговый дом MacDougall's, реализовавший произведений искусства на $4,9 млн. Здесь также самым дорогим лотом оказалось произведение великого русского художника-мариниста Айвазовского под названием "Спасшийся". Оно ушло за $725 тыс. Картина посвящена одной из любимых тем художника - спасению от кораблекрушения. Эта тема появилась в творчестве мариниста в 1840-е годы.
Иван Айвазовский. Спасшийся, 1892
Но самой заметной продажей стала "Пальмира" кисти Александра Яковлева (1887-1938), большое полотно 1933 года, написанное по следам путешествия в Африку с фирмой Citroen. На картине изображены руины расположенного на территории Сирии древнего города, который в этом году был освобожден из-под контроля боевиков террористической организации "Исламское государство". Холст нашел нового владельца за $670 тыс. при начальной оценке в $160-220 тыс. Эту картину уже безуспешно продавали в 2011 году, и наконец, после недавних событий, живописная "Пальмира" заслуженно оценена.
Александр Яковлев. Пальмира, 1933
Наименее удачными русские торги оказались у аукционного дома Bonhams. Его выручка составила $514 тыс. а самым дорогим лотом стал "Потрет молодой девушки" кисти Константина Маковского (1893-1915). Он был продан за $51 тыс.
Константин Маковский. Портрет молодой девушки
Но главные и самые дорогие лоты аукционному дому продать не удалось. Не нашлось покупателей на картину "Живая картина Данте и Вергилий" Михаила Врубеля. Это полотно Врубель написал в 1893 году в Абрамцевском художественном кружке, где главным увлечением был домашний театр. Актерами становились все: взрослые художники и их дети. Первые домашние представления прошли в московском доме Мамонтовых под новый 1879 год. По инициативе Поленова там были устроены "живые картины".
Михаил Врубель. Живая картина Данте и Вергилий, 1893
Не была продана очаровательная картина Алексея Харламова, на которой художник изобразил трех девочек, читающих учебник. Этого художника многие называли мастером портрета. Картина находилась в частной коллекции в Шотландии и прежде ни разу не появлялась на аукционах.
Алексей Харламов. Книга
Эпоха высоких цен на русское искусство, по-видимому, закончилась...