Путешествия по СССР. Ингушетия, аул Эрзи: в стране башен

Apr 16, 2016 11:37

Оригинал взят у marinagra в Путешествия по СССР. Ингушетия, аул Эрзи: в стране башен
Продолжаю цикл "Путешествия по СССР". Мы переезжаем из ЧЕЧНИ в Ингушетию.
Передаю слово моему отцу, фотографу с 55-летним стажем и автору представленных слайдов,
Анатолию Сироте (turnepsik).
Слайды сделаны в 1980 году на цветной обращаемой пленке ORWO COLOR, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.



Здесь и далее: Башенный комплекс Эрзи в Ингушетии. Слайды 1980 года

После  поездки в Грозный в 1969 году, когда туман помешал мне сфотографировать сторожевую башню в чеченском селении Шатой, я несколько лет мечтал увидеть башенный комплекс Эрзи в Ингушетии. Насколько я мог судить, Эрзи - такое же уникальное явление на Кавказе, как и дагестанский аул Кубачи. Отдельно стоящие башни встречаются "в стране вайнахов" довольно часто, но они не производят такого сильного впечатления, как Эрзи, - десятки башен, стоящих на небольшом горном плато.





Когда во время следующей командировки а Грозный (где-то в середине 70-х годов) я узнал, что традиционный банкет после защиты диссертации предполагается провести на свежем воздухе, то предложил сделать это в Эрзи. Пока «общественность» колдовала над шашлыками на берегу тамошней речушки, я поднялся к башням и подробно сфотографировал их, благо тумана на этот раз не было. По возвращении в Москву я с нетерпением ждал осеннего похолодания воды в водопроводе - непременного условия проявки обращаемых пленок в домашних условиях. И вот я уже вижу башни «в негативе». Но тут кто-то позвонил по телефону… и я первый раз в жизни испортил пленку: безнадежно передержал ее в цветном проявителе! Уникальные слайды погибли!




Через несколько лет, в 1980 году, я вновь побывал в Грозном, и вновь попросил свозить меня в Эрзи. Но и на этот раз не обошлось без неприятностей: свой  любимый  универсальный съёмный видоискатель к фотоаппарату "Киев" я уронил, опять-таки впервые в жизни, и в оцепенении смотрел как он, ускоряясь, катился к краю пропасти. Я не решился его преследовать, и он на моих глазах  упал в пропасть! Пришлось покупать в комиссионном магазине новый фотоаппарат: видоискатель к "Киеву" отдельно не продавался. Будто какие-то духи гор охраняли башни от настойчивых фотографов!




И совсем недавно этому нашлось новое подтверждение. При попытке приступить к сканированию сделанных в Эрзи слайдов 1980 года  выяснилось, что коробка с надписью «Эрзи» пуста. Прошел в тоске и напрасных поисках почти месяц, прежде чем слайды случайно обнаружились совсем в другой коробке.




Остается добавить, что с 2000 года  башенный комплекс Эрзи входит в состав государственного природного заповедника.  А сейчас давайте прервем наш рассказ и почитаем вместе  путеводитель "В стране вайнахов" Владимира Ивановича Марковина из знаменитой "желтой серии". Для многих путешественников эта скромная книжечка, выпущенная в 1968 году,   впервые открыла архитектуру горных селений Чечни и Ингушетии. Текст  приводится с сокращениями.




"В селении Эрзи насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. Жилые башни "гала" -  широкие, низкие и мало сужаются кверху. Жилые башни расположены между боевыми, занимая всю площадь слегка покатой террасы. Боевая башня носит название "воу". Боевые башни замыкают селение со всех сторон, одна из них, прислонившись к пластам сланца, стоит у входа в аул. Башни сложены в основном из речных валунов и лишь по углам встречаются массивные тесаные блоки.




Башенные постройки не имеют фундамента, они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу - материк. У вайнахов существовал обычай - место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим, и тогда начинали строительство. При возведении башен мастера не пользовались наружными лесами. Башни строились  изнутри. По мере роста здания, настилали доски. Работы велись с помощью специального ворота, им поднимали каменные блоки и сланцевые плиты.




Жилые башни «гала» редко  достигали высоты более 10 м (обычная величина основания у них 9-10 м х 8-9 м). Были они двух- и трехэтажными. Для этажных перекрытий служили специальные выступы стен и углубленные нишки, в которые вставляли балки. В центре крупных башен очень часто устанавливали колонну, скорее, опорный четырехгранный столб с массивным основанием и каменными подушками, расположенными на разной высоте. Опираясь на подушки столба, выступы и ниши стен, покоились перекрытия этажей - балки с настилом из сланца и хвороста.







Дверные и оконные проемы завершаются полуциркульными арками довольно правильной формы. Их высекали или в целых камнях-монолитах, или в двух массивных камнях, придвинутых друг к другу. В холодную пору и на ночь двери и окна прикрывали дощатыми щитами. Крыша жилых башен была плоской, ее смазывали глиной и утрамбовывали каменным цилиндрическим катком. Стены башни возвышались над крышей в виде парапета. В нижнем этаже обычно помещался скот, хранились хозяйственные запасы, в верхних помещениях жили люди.
Стены пестрели от ниш, в которых хранилась глиняная и металлическая посуда. Войлочные ковры украшали пол и стены. Помещение отапливали камином. Иногда жилые башни снабжены бойницами и балкончиками-машикулями.







Особенно красивы в ауле Эрзи боевые башни. Эти башни, в отличие от жилых, достигают 18-20 м в высоту; площадь основания у них 5х5 м, кверху они сильно суживаются. Башни «воу» строились четырех- и пятиэтажными. Боевая башня имеет один входной проем, реже два, и ведут они сразу же на второй и третий этажи. Это делалось в целях обороны, приставная же лестница - балка с зарубками - могла быть в любой момент поднята наверх. Внутри башни переходы устраивались по углам и располагались зигзагообразно. «Воу» покрыты или плоской кровлей с выступами-парапетами по углам, или чаще ступенчато-пирамидальным перекрытием со шпилем в центре. Боевые башни всегда снабжены массой бойниц - узких щелей, а у самого верха- боевыми балкончиками-машикулями. Бойницы хорошо приспособлены для стрельбы из луков и кремневых ружей. Иногда в таких башнях делали колодцы для подъема воды, устраивали под башней небольшие подземные переходы.







В горах часты землетрясения, однако башенные постройки, несмотря на кажущуюся примитивность кладки, стоят. Это зависит, прежде всего, от того, что башни построены, как правило, на скальных платформах и сланцах, лепестки которых выполняют роль гасительной ударной силы. Стены башен с внутренней стороны хорошо связаны между собой угловыми камнями, снаружи боковые блоки всегда хорошо подобраны и подтесаны. Кстати, укажем, что стоимость укладки углового камня равнялась стоимости овцы.







Строительство боевой, да и жилой башни обставлялось весьма торжественно. Первые ряды камней обагряли кровью жертвенного барана. Все строительство должно было продолжаться не более года. Заказчик башни должен был хорошо кормить мастера. По поверьям вайнахов, все несчастья приносит голод. И если мастер падал с башни от головокружения, хозяина башни обвиняли в преднамеренной жадности и изгоняли из аула. Мастерство строителей башен передавалось от отца к сыну. Наиболее сложной операцией считалось возведение ступенчатой кровли башни. Когда надо было закончить покрытие свода и поставить замковый камень, на машикули ставили лестницу, привязанную веревками, прикрепленными к столбу, поставленному на время в верхнем этаже. Мастер привязывал себя ремнем к этой лестнице, поднимался на купол башни и заканчивал работу. За установку замкового камня давали лошадь или быка.










Несомненно, постройки башенного типа появились очень давно. И, конечно, жилые башни,  простые по своей конструкции, возникли раньше боевых. Точно назвать время их появления трудно, но, судя по манере их кладки, конструкции дверных и оконных проемов, башни жилого типа существовали в X-XII веках. Находки монет, обломков посуды XIII-XIV веков в Ингушетии и Чечне, в районе башенных построек, позволяют думать, что строительство башен велось особенно интенсивно в период наступления татаро-монгольских орд (рассказы о и том, что ингуши героически оборонялись от войск Батыя, долго считались легендой, но впоследствии археологи это доказали - М.А.).




В боевых башнях укрывались жители и позже, в периоды бесконечных распрей между фамилиями, главной причиной которых являлась кровная месть («доу»). Внутрисемейные убийства (отец убил сына, брата или наоборот) не вызывали кровной мести, но если убийца и убитый не были родственниками, то родичи убитого должны были убить или убийцу, или его ближайшего родственника. Потерпевшие родственники собирались воедино, образуя своеобразное войско - «бо», а затем двигались «войной» («туом») к дому убийцы. Осажденные укрывались в боевой башне «воу». При кровной вражде «война» у башни иногда велась лишь формально, осажденные боялись убить кого-либо из осаждавших, это увеличило бы распрю и ухудшило бы их положение. Но убийство кого-либо из осажденных, наоборот, могло привести к относительному перемирию. В дальнейшем убийца мог получить за выкуп (в виде быков) право безопасно бродить на территории своей усадьбы, но не далее. Рано или поздно карающий удар настигал его, ибо в средние века ценой крови была кровь."

Полный текст книги В.И. Марковина "В стране вайнахов" можно прочитать по этой ссылке:
http://www.rulit.me/books/v-strane-vajnahov-read-293899-1.html




У меня была возможность узнать, что средневековые обычаи кровной мести существовали  и в советской республике Чечено-Ингушетии. Во время самой первой поездки в горы  с местным уроженцем в 1969 году нашей машине преградило путь стадо коров. И одна из них, испугавшись машины, едва не упала в пропасть. Тут же в  окно машины втиснулась физиономия пастуха, который сказал что-то, от чего наш сопровождающий сразу стал очень серьезным, вышел из машины и долго беседовал с пастухом, прежде чем мы двинулись дальше. В ответ на наши вопросы он ответил, что пастух произнес: "Если хоть одна корова упадет в пропасть, ищи себе место в горах". Это означало объявление кровной мести. Наш спутник  объяснил, что старинные обычаи до сих пор живы и рассказал, как он своими глазами видел страшную сцену. На узкий мостик в виде доски, переброшенной через реку, не заметив друг друга, с разных сторон вошли два чеченца. Они встретились посредине, и развернуться и пойти обратно ни один из них не мог: это означало потерять лицо.  Не оставалось другого выхода, кроме убийства. Один из них вытащил кинжал и зарезал  другого. Убитый упал в реку, а убийца продолжил свой путь.




По одной из версий, самоназвание ингушей "галгай" переводится как "строители башен". Однако не только ингуши заслуживают этого титула, но и ... итальянцы! Через много лет, в Италии, я снова встретился с родовыми башнями, в которых итальянские феодалы спасались от мести врагов. Удивительно, что в  таких отдалённых краях, которые не сообщались между собой, у разных народов в сходных исторических условиях (европейский и азиатский феодализм) возникла сходная по  функции и форме архитектура - любопытная иллюстрация к спорной проблеме исторических закономерностей.



Сан-Джиминьяно (Тоскана)

Во Флоренции XIII века насчитывалось полторы сотни домов-башен, которые можно было легко и быстро забаррикадировать изнутри. Высота некоторых  из них достигала 60 метров, но в 1250 году был принят закон, согласно которому высота башни не должна превышать 25 метров, и у многих башен был срезан верх. На строительство шестидесятиметровой башни уходило от трех до десяти лет. Во Флоренции башен почти не осталось - они  были разрушены правителями города, чтобы ослабить постоянно враждующих феодалов, однако башни  сохранились во многих городах Италии: Болонье, Албенге, Бергамо, Лукке, Ноли... Особенно славится башнями окруженный горами городок Сан-Джиминьяно в Тоскане: как тут было  не вспомнить  башенный комплекс Эрзи, который я так долго  стремился сфотографировать!



Родовые башни в Сан-Джиминьяно



Родовые башни в Албенге (Лигурия)



Родовая башня в Болонье (Эмилия-Романья)



Родовые башни Азинелли и Гаризенда в Болонье



Родовая башня в Ноли (Лигурия)



Родовая башня в Бергамо (Ломбардия)

Другие истории цикла "Путешествия по СССР"
Чечня, озеро Кезеной-Ам: по царской дороге на мешках с мукой
Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате
"Как меня брали в Одессе". Воспоминания старого фотографа. Часть 1
"Как меня брали в Одессе". Воспоминания старого фотографа. Часть 2
Слайд-фильм "Праздник в селе Криворивня"

архитектура, 14 век, 13 век

Previous post Next post
Up