Строительство селезащитной плотины "Медео" в урочище Медео в долине реки Малая Алматинка началось в 1964 г. и осуществлялось при помощи взрывных работ. Первый взрыв (правобережный) произведен в 1966 г. Второй взрыв (левобережный) - в 1967 г. Каменно-набросная плотина первой очереди высотой 107 метров образовала селехранилище емкостью 6,2 млн. кубометров и была сдана в эксплуатацию в 1972 г. В 1973 году плотина задержала сель с объемом массы 5,3 млн. кубометров.
Создание плотины Медео. Первый правобережный взрыв 21 октября 1966 года.
Урочище Медео. Все готово к взрыву. Начальная фаза взрыва. Апогей взрыва. В тело плотины уложен скальный грунт.
Сель прошёл ранним вечером выходного дня 15 июля 1973 года. На высоте 3500 метров над уровнем моря произошёл прорыв естественной перемычки моренного озера № 2 на леднике Туюксу. Образовавшийся селевой поток за несколько секунд разрушил лёгкую плотину в урочище Мынжилки, за считанные минуты пронёсся мимо Чимбулака и снёс половину турбазы «Горельник». К сожалению, большинство туристов находились в тот момент именно на той площадке, и все они погибли.
Такими камнями была разбита турбаза "Горельник".
Потом учёные рассчитали, что сила потока 1973 года была в 4 раза выше силы потока 1921 года. Тогда была разрушена четверть всей городской застройки, погибло более 500 человек.
Обломки противоселевой ловушки на Горельнике (выше плотины Медео).
Стальная преграда, вбетонированная в стены узкого ущелья, закрепленная десятью стальными канатами каждый толщиной в руку, всего на несколько секунд задержала сель. Вал высотой почти 30 метров, пробив здесь каньон пятидесятиметровой глубины, помчался дальше - к плотине в Медео.
Стремительно вырвавшись из-за последнего поворота, распадаясь по котловану, он обрушился всей своей тяжестью на щит Алма-Аты - плотину. Плотина выдержала. Заслонила собой город.
15 июля 1973 года, 18.15. Вход первой волны грязекаменного потока в селехранилище в урочище Медео.
Селевой поток ударил в тело плотины и захлебнулся, заполнив собою котлован.
Воды моренных озер к плотине принесли почти 4 млн. кубометров грязе-каменной массы. Через три часа с гор сошел второй сель, подняв еще выше уровень воды образовавшегося озера.
Селевой каньон.
На другой день, 16 июля, в 17 часов 25 минут с поста у реки Сарысай сообщили: снова пошел сель. Такое же известие было получено в 21 час 10 минут и с поста у реки Чимбулак. Селевые потоки из Сарысая и Чимбулака в общей сложности шли полтора часа.
Укротив селевую лавину, плотина удерживала в своей чаше уже почти 5 млн. кубометров селевой массы.
Урочище Медео. Селевое озеро, плотина, высокогорный ледовый стадион “Медео” (слева направо).
Плотина выдержала первый штурм, но теперь началась ее осада. Сель забил водоотводные трубы. Создалась реальная опасность переполнения селевого озера, которое ежесекундно принимало до 12 кубометров воды Алматинки.
Работы на плотине начались уже в 5 утра 16 июля. Нужно было задействовать не менее 12 мощных насосов, проложить километры трубопроводов. Их тут же начали монтировать. Нужно было не менее 10 земснарядов, которых в Алма-Ате вообще не было, их доставили грузовыми самолётами из Москвы, Челябинска и Оренбурга, и 20 июля они начали работать.
Селевое озеро за плотиной.
Срочно образованная чрезвычайная правительственная комиссия по борьбе с селем приняла экстренные меры по ведению аварийных работ. На плотину были направлены сотни самосвалов, бульдозеров, экскаваторов, кранов-трубоукладчиков.
Штаб "стройки".
Армия взяла на себя много работы (понтонеры, стройбат). Водолазы - были гражданские, с Волги, были и военные, с Балтики, специалисты по работе в условиях практически полного отсутствия видимости (погрузившись в селевую массу, команда водолазов пыталась пробиться к заваленному водоприемнику плотины).
Совещание с армейскими командирами.
Стали экстренно завозить технику и людей, чтобы наладить откачку воды из селехранилища.
Краны подгоняли на самый край, стояли на ненадежных грунтах, но народ на них работал опытный.
Насосы на понтонах.
Нужно было осуществить монтаж трёх ниток трубопровода диаметром 1420 мм и длиной километр, причём сварочный шов должен быть идеальный - исправить по ходу откачки уже никак нельзя. Выбрали лучших сварщиков по всему главку, они варили день и ночь, в тёмное время суток стройплощадку освещали прожекторы.
Главная рабочая площадка (левая часть).
Главная рабочая площадка (правая часть).
18 июля в теле плотины началась фильтрация воды, попросту говоря, образовались течи. Нужно было срочно бетонировать. Но бетон нельзя класть на мокрую поверхность, а если даже и класть, то он должен определённое время сохнуть. 19 июля стали распылять сочащиеся потоки с помощью вентиляционных коробов, и тут же бетонировать поверхность плотины, используя для просушки те же вентиляторы - здесь большую роль сыграла работа треста «Промвентиляция». Всего за одни сутки вручную было смонтировано пять километров спирально-навивных воздуховодов.
Фильтрация - течи в плотине (снимали вечером, нерезко).
С каждыми сутками вода в селехранилище прибывала, скрывая в своей глубине вершины растущих по склонам елей. К 00 часам 30 минутам 20 июля она достигла максимального уровня. До верха плотины оставалось меньше 15 метров.
Рабочая площадка.
К концу четвертых суток (20 июля) начали действовать первые насосы аварийного сброса.
Заработали насосы, пошел сброс воды.
Когда насосы погнали по трубам воду, поток не захотел спускаться по приготовленному за плотиной руслу. Стал рушить скалы, пытаясь ринуться на ледовый стадион. И тогда Угудей Акаев, Геннадий Куприянов и Валерий Гомонов произвели «ювелирный» взрыв, который снял угрозу с сооружений спортивного комплекса.
Сброс воды по скалистому склону горы Мохнатки.
В полутора километрах выше плотины строители треста Алма-Ата-промспецстрой в рекордно короткий срок соорудили водозаборник, проложили водовод, способный принять в стальное русло разбушевавшуюся Алматинку, и, минуя селехранилище, направить ее за плотину. В полдень 2 августа началось перекрытие реки, и уже через несколько часов ее покоренные воды с огромной скоростью пошли по проложенному строителями руслу.
Откачка воды из Малой Алматинки.
Борьба с последствиями селя шла по обе стороны плотины. По-прежнему в горах, даже у ледников было жарко. С каждым днем все быстрее таяли они, и тысячи струй мчались по уклонам, наполняя до краев русла рек. Чтобы предотвратить новый селевой выброс из морены Туюксу, специальная бригада с вертолетов сбрасывала на ледники шашки, создающие плотную дымовую завесу от палящих лучей солнца.
Завершение работ. Сель принес большое количество ила и грязи, необходимо было восстановить объем селехранилища. Грунт выбирали экскаваторами и вывозили.
После селя 1973 года было решено нарастить плотину. Завершение строительства второй очереди в 1980 году значительно повысило емкость селехранилища до 12,6 млн. кубометров, высота плотины была увеличена до 150 м, ее длина по гребню составила 530 м, ширина по основанию - 800 метров.
"Медео - дни и ночи мужества". Документальный фильм о событиях тех дней.
(Ссылка на видео, если встроенное не открывается:
http://www.youtube.com/watch?v=1phOWYxMDBc )
Click to view
Ораз Бисенов, один из ликвидаторов селя, в 1973 году начальник управления «Главалмаатастрой»:
"Когда мы работали на плотине, то не думали о славе или, как сейчас говорят, о пиаре - я так вообще выгонял киношников и телевизионщиков со стройплощадки, чтобы не мешали работать, в результате чего ни разу не попал в кадр того фильма, который мы сейчас просмотрели. Хотя этот фильм - ценный документ по истории Алма-Аты - города, в котором я всю жизнь строил.
Я тогда очень гордился тем, что у нас такой город, который мы защищаем от селя, такая республика и такая страна - такое мощное централизованное государство, что может сконцентрироваться, когда у кого-то беда. Не знаю, может ли это быть теперь, если такое повторится?"
Использованы материалы сайтов:
Большой сель-1973: тридцать пять лет спустяДни и ночи мужестваФотографии с форума ct.kzФотографии с форума vse.kz