Молебен под флагом "единения царя с народом". Контадеро. 9 октября 1938 года.
Первая группа белых русских в марте 1936 г. попала в Наваррское Рекете - монархическое ополчение из числа сторонников потомков неудачливого претендента на испанский трон Дона Карлоса - в терцию (полк) «Зумалакарреги», откуда одни ушли в испанский Иностранный Легион, другие же - в терцию «Донья Мария де Молина». При этой части в апреле 1937 г. было начато формирование русского подразделения со своим уставом и командованием, получившего название «Русский национальный отряд». К марту 1938 г. 27 добровольцев составляли полный русский взвод (18 чел.) и одно отделение в испанском взводе. Самое большее в русском отряде при терции «Донья Мария де Молина» и выделившейся из нее терции «Марко де Бельо» было 35 русских одновременно. Командовал русским отрядом артиллерист-марковец капитан Н.Е.Кривошея (в чине лейтенанта Рекете). Испанцы были не против создания и отдельной русской части - «Герилья Сан Хорхе» («партизанский отряд Св. Георгия»), однако небольшое число добровольцев не позволило создать подразделение больше взвода. Кроме того, из прибывших в Испанию русских, в разное время в Испанской Фаланге воевало 4 человека, в Иностранном Легионе - 10, в других частях Рекете - 11. Двое были летчиками. Из всех 72 добровольцев, 34 человека было убито, многие ранены. Необходимо отметить, что за время войны одни и те же люди меняли места службы и переходили или из Легиона в Рекете, или же из одной терции Рекете в другую.
В Испании русские добровольцы, несмотря на свои, нередко генеральские, чины и награды, поступали на службу как рядовые и долго и тяжело получали капральские, сержантские и первые офицерские чины испанской армии. Например, георгиевский кавалер, генерал-майор русской службы А.З.Фок погиб в 1937 г. при Кинто де Эбро (застрелился, не желая попасть в плен) в чине лейтенанта Рекете. Н.В.Шинкаренко, будучи также генерал-майором, получил от Франко чин лейтенанта Легиона лишь после ранения в голову под Бильбао в 1937 г. Ну, а бывшим поручикам и капитанам в лучшем случае удалось дослужиться к концу войны до прапорщиков, в основном же они получили чины сержантов, и то лишь к концу кампании, как подарок. Создавшаяся двусмысленность осознавалась и испанцами, которые неоднократно подчеркивали, что относятся к своим русским сослуживцам прежде всего как к русским офицерам, а уж потом как к чинам испанской армии.
Группа русских офицеров-корниловцев из состава Русского отряда генерала Франко. Слева направо: В, Гурко, В.В. Боярунас, М.А. Сальников, А.П. Яремчук 2-й.
Отметим и униформу Наваррских частей Рекете, где был сформирован русский отряд. Они отличались красными «карлистскими» беретами, к которым при парадной форме прикрепляли большие кисти разных цветов по чинам: желтые у рядовых, красные у капралов, зеленые у сержантов, белые у старшин, серебряные у младших офицеров (фиолетовые кисти капелланов и золотые старших офицеров у русских не встречались за неимением этих чинов). В первый раз русские надели кисти 16. V. 1937 на католическую Троицу. К красным беретам «маргаритки» (женская карлистская организация) вскоре пришили защитную подкладку, после чего, надевая его наизнанку, рекете получили возможность маскироваться.
Русские выходили в город со штыками, для которых им выдали ножны, и вскоре последовал приказ для всей терции взять пример с русских. Выданная обувь очень быстро рвалась от хождения по горам и поэтому русские с удовольствием надели альпаргаты - парусиновые туфли на толстой веревочной подошве, захваченные в октябре как трофеи.
В ноябре 1937 г. все русские получили серое итальянское обмундирование, и с тех пор постоянно снабжались именно таким, отличаясь им от испанцев своей терции. Выдали также каски французского образца (судя по фотографиям, в русском отряде встречались и испанские каски).
Русский отряд армии Франко
После капитуляции республиканских частей война закончилась. На 24.IV.1939 был назначен парад в Валенсии, на котором в сводном батальоне Рекете на правом фланге шел русский отряд с трехцветным российским флагом. По этому случаю всем участникам было выдано новое единообразное испанское обмундирование: ботинки, штаны, рубахи, красные береты и кисти по чинам, белые носки, нашивки с «бургундскими» крестами и маленькие распятия из белой материи. Офицерам белые перчатки. Перед парадом патронташи и ремни выкрасили в красно-коричневый, а сапоги в черный цвет.
В июне рядовых произвели в сержанты, сержанта в старшину, и всех отправили в двухмесячный отпуск. Сержантские нашивки, по три золотых галуна на берет и на грудь, одеть все же успели.
17.X.1939 в Барселоне, после принятия испанского гражданства сняли русские национальные углы, а 25.Х в Мадриде и свое итальянское обмундирование с красными беретами и одели оставшиеся еще от технического состава Легиона «Кондор» штатские костюмы из синтетического материала.
Генерал-майор Николай Всеволодович Шинкаренко (писательский псевдоним Н.Велогорский). Саламанка. 26 октября 1937 г. В 1910 г. окончил Михайловское артиллерийское училище. Участник Балканских войн. В 1914 г. поручик. Воевал в Добровольческой армии. Чин генерал-майора получил в 1920 г. Одним из первых приехал в Испанию. На фото в форме лейтенанта Иностранного Легиона. На левом рукаве маленький "добровольческий" шеврон.
Больше всего в отряде было бывших чинов Добровольческой армии - членов РОВСа. Из них по численности первыми были марковцы. Недаром праздником "Русского национального отряда" было 8 октября (Св. Сергия Радонежского), а отрядной иконой - икона Св. Апостола Иоанна Богослова, бывшая во время Гражданской войны в России с 4-й батареей Марковской артбригады.
После окончания войны русские, служившие в испанской армии (милиционные части Фаланги и Рекете были включены в регулярную армию к 1938 г.), в октябре 1939 г. приняли испанское подданство и в большинстве своем продолжили службу в Иностранном Легионе. Некоторые приняли участие и во II Мировой войне. Так как Испания придерживалась официального нейтралитета, то русские ветераны испанской войны продолжили службу в испанских и русских добровольческих формированиях Вермахта и итальянских войсках на Восточном фронте. Оставшиеся в живых воспользовались испанским гражданством.
Текст - небольшая переделка статьи из "Цейхгауза".