Рис. 9. На этом так называемом римско-галльском барельефе времен Юлия Цезаря очень любопытное изображение галлов, перегрузивших вино из римских амфор (с плоским дном) в бочки в момент, когда они «бурлаками идут бечевой». Барельеф хранится в музее Calvet,Avignon, France
В истории технологий часто встречаешься с тем, что нерешенная проблема тянет за собой другие, и в результате ведет к развитию боковой ветви в технике. Я
как-то писал, что Греция и Рим не заметили и не использовали возможностей лошади.
«Между тем, в усовершенствовании упряжи коней и их оснащения был заложен колоссальный потенциал, что было понято позже.
1. Нагрудный ремень, который заменил душащий лошадь ошейник, был изобретен в Китае в 4 веке до н.э, а Европе стал известен лишь в VII-X вв., будучи принесен через аваров или хазаров, хомут в Китае в V веке н.э., и в Европе в X веке. А эти два изобретения способны увеличить тягловую силу лошади в 3 раза! И потому, как пишет Леонид Завальский "...хотя в Древней Европе зерна было много, его не могли доставлять в Рим из-за отсутствия сбруи, а потому приходилось возить его через море из Египта". Потом, лошадь способна работать быстрее быка, и это позволяет экономить время на поле и вне его.
2. Подкова тоже позднее изобретение - самая ранняя относится к 4-5 веку до н.э., ее массовое распространение к X, а до изобретения подков римляне использовали "гиппосандалии", кожаную обувь для коней, которая подковы хоть и напоминала, и крепилась гвоздиками, но настоящей подковой не была. И это существенно уменьшало применение коней - а только они были способны увеличить человеческие возможности до изобретения машин, использующих энергию».
Отсутствие этих изобретений вело к большим сложностям. Взять хотя бы транспорт: имея прекрасные дороги, римляне транспортировали по большей части товары по воде, поскольку быки с дальними перевозками не справлялись. И даже снабжение своих гарнизонов оружием и винным довольствием было для римлян делом проблемным. И технические инновации разрабатывались в этой области.
То есть у римлян была проблема: как сэкономить на дальних перевозках, как упростить доставку. Бочки, как решение, появились уже на первом этапе. Римляне увидели, как решают проблему с перевозкой вина галлы (рис. 9). А именно: они используют бочки и баржи.
Простой расчет: стандартные греческие амфоры были объёмом: 19,5 л, 26,0 л и 32,4 л. Вес большой амфоры с вином 50 кг - значит, ее собственный вес 18 кг. Надо сделать сосуд, обжечь, покрыть восковым слоем внутреннюю часть - материалы глина, воск, дерево (обжиг требует топлива). Амфора - большой и не самый простой в изготовлении сосуд. Хорошо, если его можно использовать многократно. Однако, отправляя его за тридевять земель, мы превращаем ее в вещь однократного использования. Осколками амфор завалены конечные пункты их доставки. В полной амфоре около 40% веса - керамика. А при перевозках вина в грузе меньше 50% - при волнении на море амфоры могут побиться, потому их возили в специальной раме или даже в песке.
Так что римляне столкнулись с проблемой больших перевозок и для начала придумали амфору с плоским дном (рис. 10) - для перевозки таких амфор была достаточна рама.
Рис. 10.Реконструкция стандартной римской транспортной амфоры - подобия тех, что на барельефе с рис. 9, но почему-то без ручек. //Gallo-Roman ceramic barrel (grey paste "Terra Nigra") Swiss Plateau (second century AD) Used software: Blender (modelling and rendering)//
Римские транспортные корабли перевозили по 100-150 т пшеницы, самые большие корабли до 500-600 т. Таких достижений не знала Европа до 19 века. Но тем более при больших перевозках следовало экономить на мелочах. Потому римляне в перевозках вина перешли на изготовление бочек, причем стандарт был кельтский, то есть длинная бочка с заметным расширением в середине, хотя и с вариациями. Прослеживаем - рис. 9, 11, 12 и археологические находки римских бочек из
предыдущей части (рис. 2, 3).
mso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">Рисmso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">. 11. mso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">Мраморная погребальная стела Сенития Амантис ( EN-US;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:bold">Senitiacolor:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:bold"> color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">Amantismso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">), 1 век. Сцена в трактире с человеком, наливающим вино из бочки color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">Museomso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold"> mso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">Nacionalemso-bidi-font-weight:bold"> mso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">demso-bidi-font-weight:bold"> mso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">Artemso-bidi-font-weight:bold"> mso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">Romanomso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">, mso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">Meridamso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">, mso-bidi-font-family:Arial;color:black;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:
normal;mso-bidi-font-weight:bold">Spainmso-bidi-font-family:Arial;color:black;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:
bold">. Обратим внимание на тип бочки - кельтская длинная с заметным расширением в центре и тремя рядами обручей.
Рис 12. Погребальная римская стела около 2 века (?) из Бельгии, посвященная, конечно, бондарю, - о тут изображена бочка с 2 рядами обручей
Рис. 12. Перевозка винограда в деревянной бочке - погребальная стела 2-3 вв. ( l'Isle Saint-Jacques, France
Musee des Antiquites Nationales, St-Germain-en-Laye, France Тут бочка с двумя рядами обручей - и повозка римского типа. Обратим внимание, что хомут и нагрудный ремень для лошади еще не изобретены, и потому лошадь тянет всего одну бочку.
Но, заметим, привезти вино на побережье было еще мало: надо доставить внутрь территории. И тут, вероятно, римляне взялись и за производство барж. Несколько их нашли в Германии и Голландии, и о римских баржах непременно надо сказать несколько слов.
Рис. 13.Останки римской баржи, найденной на Рейне вблизи Ксантена ( Waadt в 1991 году, ), которая могла транспортировать 10 т груза. Ее размеры были 14-15 метров в длину 1,25 м в ширину, осадка лишь 0,5м метров. По данным дендрохронологии относится к 95 г. н.э. Найдена на месте бывшего канала, ведущиего к римской крепости Colonia Ulpia Traiana (Xanten*). APX Museum Xanten
Рис. 14 Останки римской баржи из Утрехта, датируемые по дендрохронологии 148 г, длиной, 14.7 м, шириной 1.7 м, расчетная грузоподъемность 20 тонн. Баржа была нагружена пшеницей из Галлии, что было установлено по примесям сорняков. . Museum Haltern.
Рис. 15 Большие римские баржи были длиной до 35 метров, шириной до 6 метров и осадной до 1 метра. Это уже значительное приближение к современности.
Конечно, такие баржи должны были тянуть люди - если не было тягловых быков. Отсюда почти несомненно появление бурлаков, таких, как галлы на рис. 9.
Понятно теперь, почему римляне, снабженцам которых каждая новая военная компания создавала огромные проблемы, так уповали на колонизацию и установление стандарта римской жизни на новых местах: акведуки, бани, где можно - виноградарство, где нет - пивоварение, ремесла. И, как мы можем видеть, римляне распространили бочарное ремесло за пределы Галлии, и оно прижилось.
Альтернативная история, если бы римляне лучшую упряжь и подковы, могла бы выглядеть совсем иначе: повозки, разведение коней разных направлений, большее значение кавалерии - и меньшее распространение бочек и барж.