29 мая в в Московском музее современного искусства открывается выставка Александры Экстер.
Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, один из основоположников стиля ар деко Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович) родилась 6 (18 по новому стилю) января 1882 г. в городе Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора.
В 1892-1899 гг. Александра Экстер училась в киевской гимназии. В 1901 г. она поступила вольнослушателем в Киевское художественное училище, но в 1903 г. оставила занятия, так как вышла замуж за своего кузена, адвоката Николая Экстера.
В 1906 г. Экстер ненадолго возобновила занятия в училище.
В 1907 г. она уехала в Париж, где обучалась в академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с Пабло Пикассо, Гийомом Аполлинером, итальянскими футуристами.
В ранних пейзажах и натюрмортах Экстер ("Античный пейзаж", "Город ночью", "Натюрморт с яйцами") заметно сильное влияние французской живописи.
С 1908 по 1914 год Александра Эстер жила в разных городах Российской империи: в Москве, Киеве, Одессе, Петербурге, активно путешествовала по Европе.
Она была
участницей почти всех авангардных выставок этого периода: Салон Владимира Издебского в Одессе (1909/1910, 1911), "Венок-Стефанос" и "Треугольник" в Петербурге (1910), "ї 4" в Москве (1914). В 1910 г. Экстер вступила в объединение "Бубновый валет" и участвовала в его выставках, в 1913 г. стала членом "Союза молодежи". В 1908 г. она помогала поэту и художнику Давиду Бурлюку организовать в Киеве выставку "Звено", а в 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку "Кольцо".
В марте 1912 г. Экстер участвовала в Салоне Независимых в Париже, а через два года ее работы экспонировались на Интернациональной свободной футуристической выставке.
В 1915 г. Экстер примкнула в Москве к группе Казимира Малевича "Супремус". Когда Малевич писал свои первые супрематические картины и никого не пускал в мастерскую, только одна Александра Экстер приходила к нему беспрепятственно и Малевич с ней беседовал часами.
В 1915-1916 гг. Эстер вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка и села Скопцы.
С 1916 г. художница работала над альбомом гуашей "Разрыв. Движение. Вес".
После революции 1917 г. Экстер вернулась в Киев. Она стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств в 1918 г. Тогда же в Одессе от холеры умер ее муж, однако это не сломило её. Вместе с начинающим художником Рабиновичем она открыла мастерскую декоративного искусства по исполнению оформительских и театральных работ, давала уроки живописи, рисунка, театрально-декоративного искусства.
Экстер много занималась преподаванием: в 1918 г. - в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве.
В 1920 г. Александра Экстер вышла замуж за московского актера Некрасова и переехала жить в Москву. Она работала во многих московских театрах: студии МХТа, Камерном, Театре комедии и драмы. В Московском Камерном театре художница расписала вестибюль театра, создала эскизы занавеса, оформила спектакли "Фамира Кифаред" Анненского, "Саломея" Уайльда, "Ромео и Джульетта" Шекспира.
В 1921-1922 гг. она преподавала в ВХУТЕМАСе в Москве.
В 1921 г. Экстер приняла участие в концептуальной выставке конструктивистов "5 х 5 = 25".
Александра Экстер внесла свой немалый вклад в декоративное искусство России 1920-х гг. Она разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды, сотрудничала с мастерской современного костюма и ателье мод "Москвошвея".
В 1923 г. художница оформила I Всероссийскую сельскохозяйственную выставку, продолжила придумывать рисунки для тканей, сотрудничая с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды. Экстер участвовала в создании парадной формы Красной Армии. По ее эскизам выполнены причудливые костюмы для кинофильма "Аэлита" Якова Протазанова.
В 1924 г. художнице
поручили оформление советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции. Среди прочего там демонстрировались и ее работы. После Венеции Экстер работала над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств в Париже. Ее театральные композиции, представленные на выставке, получили золотую медаль. После выставки художница в Советский Союз не вернулась. Она осталась за границей, поселившись в Париже.
В эмиграции Экстер продолжила заниматься театральным и прикладным искусством, много занималась преподавательской работой.
В 1924-1930 гг. она выполнила костюмы к балетным постановкам Брониславы Нижинской, Эльзы Крюгер, Бориса Романова и других; в 1926 году создала марионеток, принимавших вид динамической "скульптоживописи", работала над детскими книжками-картинками, декоративными ширмами и керамикой.
В 1925-1930 гг. Александра Экстер по приглашению Фернана Леже преподавала в Академии современного искусства в Париже и давала частные уроки в собственных студиях. Экспонировалась на многочисленных выставках. Ее персональные выставки прошли в Берлине (1927), Лондоне (1928), Париже (1929), Нью-Йорке (1930) и Праге (1937).
В 1929 г. Экстер поселилась в Фонтене-о-Роз под Парижем.
В начале 1930-х гг. она начала работать над созданием Les Livres Manuscrits - уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Такие книги делаются, как правило, в одном, изредка в 3-5 экземплярах.
Умерла Александра Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 г. Наследником ее работ стал художник Симон Лиссим, с которым она была знакома еще в Киеве и дружила в Париже.
В 1972 г. состоялась первая посмертная персональная выставка Экстер в Париже с публикацией каталога ее работ, а в 2000 г. там же создано "Общество Александры Экстер", ведущее большую работу по поиску и сохранению наследия художницы, разбросанного в архивах по всему миру.
Работы Экстер
хранятся в музейных собраниях, в частности в Москве и Киеве, и в российских и зарубежных частных коллекциях. В России первая монографическая выставка Александры Экстер была организована в 1987 г. Театральным музеем имени Бахрушина в Москве.
по материалам
http://www.rian.ru
Click to view