Что мы знаем об Art Deco...

Apr 21, 2010 10:40

Часть 1-ая. "Если вас одолеет скука, есть за границей контора Кука".

Казалось бы, ну что может быть общего между первой туристической поездкой, организованной Томасом Куком для 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафборо в 1841 году, куполом Galeries Lafayette, пудреницами, например, ... и голливудской звездой Джоан Кроуфорд? (не путать с Синди Кроуфорд).





Может быть, Томас Кук и не причем, но все же, его благие начинания на почве только что зародившегося туризма произвели тектонические сдвиги, и народ поехал, полетел и поплыл... Сначала на восточных экспрессах и на воздушных шарах. В 1882 году с подачи Кука было совершено первое кругосветное путешествие. По всему миру стали появляться гостиницы с английскими названиями - Англитэры и Виндзоры, и основными путешественниками стали богатые англичане. И если регулярное сообщение Лондона с Нью-Йорком началось с неспешных регулярных пароходов в 1838 году, то с 70-х годов появились первые морские путешественники, и в 1907 году на воду спускаются трансатлантические лайнеры Сириус, Луизиана, Мавритания. Путь из Лондона в Нью-Йорк занимает три с небольшим дня.
Первая мировая война ненадолго приостановила это поступательное движение из Старого Света в Новый и обратно. В конце 20-х на воду спускается лайнер Иль де Франс, в 1935 - Нормандия. "Плавучие отели", так еще называли эти гигантские корабли, предполагали богатую публику. На борту, включая обслуживающий персонал было около 5 тысяч человек.
Архитекторы, приглашенные на создание проектов лайнеров, не были ущемлены в средствах, но перед ними стояла еще совсем новая задача решения больших и высоких пространств - залы-рестораны, кинозалы, бассейны. Одним из таких архитекторов был француз Пьер Пату (Pierre Patout - 1879-1965).
В 1925 году Пьер Пату выступил, как автор проекта, сделанного специально для Всемирной выставки в Париже - Павильон Коллекционера(Hotel Collectionneur, pavillion Ruhlmann). На этой выставке, кстати, участвовал наш замечательный архитектор Константин Мельников. Помимо оформления павильона СССР, в одном из залов он представил проект мавзолея Ленина. ( Мавзолей Мельникова простоял вплоть до окончания войны, и только после Щусев из деревянной постройки сделал каменную, в целом, сохранив идею усеченной пирамиды Мельникова). Возможно, не слишком корректно сравнивать ритуальную постройку с жилым особняком, но на лицо явные совпадения поисков новых форм. Фасад особняка сочетает в себе центричность с поисками дополнительных ступенчатых объемов. В прессе писали об индустриальном люксе (шике), который удалось передать архитектору.



В интерьерах особенно хорошо видно как заново осваивается внутренне пространство - минимум мебели, элегантная геометрическая разряженность.



После этой выставки Пату начинает работать на проектами для трансатлантического лайнера Иль де Франс. Основными проблемами для архитектора было подстроиться к новой эстетике - материалов, больших пространств, соединить декор с функциональностью, и все это должно учитывать один важнейших фактор - море, условие обязательное. Эти корабли потрясали воображение - роскошью, масштабами.



Рассматривая фото и эскизы, в первую очередь, обращаешь внимание на освещение. По понятным причинами все светильники должны быть стационарными, отсюда витражные из однотонного матового стекла потолки с подсветкой, обилие квадратных и прямоугольных ламп и бра, торшеры с прямоугольными плоскими плафонами. В больших высоких залах стояла явная задача доминанты в пространстве - появляются декоративные вазоны на подставках, стеклянные каскадные колонны, они также обыгрывались подстветкой. Интерьеры Иль де Франс на современников производили неизгладимое впечатление.








В Монреале в одном из торговых центров города еще до 2000 года можно было посетить ресторан в точности повторяющий один залов-ресторанов этого лайнера.


Продолжение...

стиль, -art deco, история дизайна

Previous post Next post
Up