ВСЯ ЛУЧШАЯ современная архитектура вышла из русского авангарда, это блестяще демонстрируют мировые звезды - Заха Хадид, Рем Кулхас и Арата Исодзаки. Сформировавшийся в период с 1920 по 1930 год стиль организации предметно-коммуникативной среды стал результатом пространственной революции, совершенной советскими архитекторами и художниками во имя нового искусства и новой жизни. Для расшатывания и преодоления старых стереотипов в 1920 году были созданы Высшие художественно-технические мастерские, вошедшие в историю под аббревиатурой ВХУТЕМАС, ставшие, по мнению серьезных историков, явлением не менее значительным, чем немецкий Баухаус. ВХУТЕМАСу в этом году исполняется 90 лет.
Под натиском революционной современности
Высшие художественно-технические мастерские вполне законно ассоциируются с искусством русского авангарда. Известные всему миру Константин Мельников, Эль Лисицкий, Александр Веснин, Владимир Татлин, Иван Леонидов, Моисей Гинзбург, Александр Родченко и Анна Экстер преподавали во ВХУТЕМАСе, разрабатывали прогрессивные методы обучения и готовили художников-мастеров новой формации.
Под «натиском революционной современности» нельзя было отсиживаться в «эстетических окопах», академическому искусству молодая Страна Советов должна была противопоставить собственную художественную систему координат и уже начала ее формировать. Живскульптарх, УНОВИС (Утвердители нового искусства), ИНХУК (Институт художественной культуры), ЛЕФ (Левый фронт искусства) - окружение для реформы художественного образования было самым подходящим. Сам В.И. Ленин в 1920 году подписал декрет о создании Высших художественно-технических мастерских, которые должны готовить «художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Производить художников-мастеров были призваны лучшие молодые силы в области архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства.
ВХУТЕМАС был создан путем слияния Первых и Вторых Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ), созданных в 1918 году соответственно из Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. В объединении двух образовательных концепций, готовивших, с одной стороны, представителей высокого искусства, с другой - мастеров для промышленности, заключался важный социальный акт: так стирались грани между чистым искусством и производством, умственным и физическим трудом, техникой и природой.
Кто там шагает правой
В новом вузе ставка была сделана на принципиально новую методику обучения, основанную на научном, аналитическом подходе. Так называемый «объективный» метод преподавания формировала молодая профессура, представители крайне левых творческих течений - А. Веснин, И. Голосов, А. Древнин, Б. Королев, Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников, Н. Удальцова.
В своих научных изысканиях они отталкивались от первоэлементов художественного языка - их волновали не сюжеты и тела, а геометрическая форма, цвет и фактура. Так возникли пропедевтические дисциплины, ставшие основой образования всех вхутемасовцев: «Пространство» (Н. Ладовский, В. Кринский), «Графика» (А. Родченко), «Цвет» (Л. Попова, А. Веснин) и «Объем» (Б. Королев, А. Лавинский).
После усвоения формальных пропедевтических дисциплин на Основном отделении (первой ступени образования во ВХУТЕМАСе) студенты продолжали обучение на восьми специальных факультетах: архитектурном, живописном, скульптурном, металлообрабатывающем, деревообделочном, керамическом, текстильном, полиграфическом (графическом).
Объективизация преподавания на фоне отхода от предметности изображения воспринималась как проекция глобального преображения бытия. Как пишет философ Кирилл Фараджев, «даже на уровне концепции речь шла не столько о социальной подоплеке, сколько о глобальном технократическом замысле по упорядочению всего бытия». Упорядочение требовало масштабности усилий и пика творческих эмоций от радикально настроенной молодежи, которая сначала вела борьбу против индивидуализма обучения, а потом за внедрение конструктивизма на архитектурном факультете.
Цвет и драма
С приходом каждого из трех ректоров ВХУТЕМАСа менялась и концепция. Для Е. Равделя (1920 - 1923 гг.) приоритетом стало превращение мастерских в комплексную художественно-техническую школу, он активно внедрял пропедевтические дисциплины, которые, кстати сказать, встретили сопротивление со стороны многих преподавателей. Второй ректор - В. Фаворский (1923 - 1926 гг.) - крупная творческая фигура, который пользовался большим авторитетом среди художников и отдавал предпочтение живописному факультету. В период его ректорства создатели трех оригинальных предметов - «графика», «цвет» и «объем» - покинули Основное отделение, с их уходом преподавание дисциплин существенно изменилось.
Смена ректорских концепций порождала личные драмы. 1 октября 1923 года с Основного отделения был уволен Родченко, который сумел устроиться на Метфак. Благодаря своим дизайнерским разработкам вместе с учениками вел поиски в сфере нового рационального мобильного оборудования - проектировал многофункциональные, передвижные, складные элементы. Трагично сложилась творческая судьба Любови Поповой. После конфликта с профессурой она ушла с Основного отделения, а разработанная при ее решающем участии дисциплина «цвет» фактически перестала существовать.
В мае 1926 года во ВХУТЕМАС пришел новый ректор - критик, социолог П.И. Новицкий, который попытался вернуть соотношение между производственными и непроизводственными дисциплинами, не допустил ликвидации Метфака и Дерфака, объединив их в Дерметфак. Новицкий присоединил к компании Александра Родченко (дисциплина «металл») и Эля Лисицкого (дисциплина «дерево») Владимира Татлина, который разработал свой предмет «культура материала вещи». Они изменили старое представление о прикладнике-ремесленнике, который теперь не просто изготавливал изделие, а создавал образец (проект) для его производства и тиражирования. Так появилась новая профессия - дизайнер.
ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН - МАрхИ
ВХУТЕМАС, переформированный в 1927 году во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), стал важнейшим центром формирования нового стиля предметно-пространственной среды в архитектуре и дизайне. «Мы не мыслим себе созидания новых форм в искусстве вне преображения общественных форм», - писал Эль Лисицкий в первом номере журнала «Вещь». И все-таки советские архитекторы и художники строили новый мир по законам искусства, а не по принципам марксизма-ленинизма. Посетив мастерские, Владимир Ильич сразу уличил супрематистов и футуристов в ненадежности, но только через 10 лет сталинскому имперскому классицизму удалось уничтожить архитектурные принципы авангарда.
Идеи ВХУТЕМАСа были отвергнуты на многие советские десятилетия, только сейчас, в эпоху постмодернизма, архитектура возвращается к поэтике авангардного пространства. Наследие ВХУТЕМАСа вошло в мировую культуру как прогрессивное явление благодаря трудам С.О. Хан-Магомедова, выпустившего в 1990 году французский двухтомник VHUTEMAS.
По мнению Хан-Магомедова, роль ВХУТЕМАСа выходит за рамки разработки методики преподавания, учебные мастерские дали оригинальную, не имеющую аналогов в прошлом модель комплексного художественно-технического вуза. Эта модель стала прообразом современного архитектурно-художественного образования, а главным правопреемником традиций ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа - Московский архитектурный институт. МАрхИ планирует отметить в ноябре юбилей Высших художественно-технических мастерских, начавших свою работу 90 учебных сезонов назад, и провести фестиваль «Пространство ВХУТЕМАС-2010».
Созданное в 20-30 годах поражает воображение, произведения советских авангардистов продаются на аукционах «Сотбис» и «Кристи» за сотни тысяч долларов, архивы вхутемасовцев вошли в научный обиход. И каждый раз, когда вы оказываетесь на Манхэттене, приходит осознание, что ВХУТЕМАС не был утопией, он оказал влияние на международную архитектурную жизнь и изменил облик современных городов.
http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=1f4e8471-ff6e-4df4-b4f9-2cafd532b664