Костюм средневековой Европы

Sep 23, 2013 17:51

Костюм средневековой Европы складывался под влиянием античного наследия и традиций варварского мира. Из греко-римского быта в новою эпоху перешли некоторые виды одежды, принцип одновременного их ношения и др., т.е. то, что получило одобрение христианской церкви. Новый христианский дух воплощает Византия, поэтому существуют аналогии в западноевропейском и византийском костюме. Особенно это касается знати с ее пристрастием к пурпуру, торжественной церемониальности длинных одежд, и т.п. Главное требование церкви - закрытость одежды: тело объявлялось греховным, и его следовало прятать. Одежда свободна, она скрывает формы человеческой фигуры. Кроме того, она тяжеловесна. Женщины покрывают голову в знак своего подчиненного положения.

В отличие от античности средневековый костюм не драпированный, а кроеный. Первоначально в его основе лежал примитивный крой, принесенный варварами с Востока (существовал вплоть до 11 в.). Основные типы одежды - накладная (одевалась через голову) и распашная (имела спереди разрез). Одежда и обувь в основном шилась в крестьянском хозяйстве. Ткани того времени - шерсть и лен.

Они тоже были домашнего производства и поставлялись феодалу в виде ренты или же изготовлялись его челядью в замке. Редкий и дорогой шелк привозили в Европу только из Византии. Общее снижение технического уровня затронуло в числе прочих отраслей прядение и ткачество, поэтому домотканая одежда была довольно грубой и примитивной, а ее качество - низким.

Основные виды одежды варваров - штаны и рубаха. В принципе они одинаковы для мужчин и женщин, отличаясь лишь отдельными модификациями. Именно эти виды одежды сыграли решающую роль в эволюции европейского платья. Мужской костюм в 6-9 вв. состоял из рубашки - камизы (шенса), штанов - бре и плаща. Камизу 1 нельзя называть бельем, так как в Средневековье не знали подобного понятия. Поверх полотняной, доходящей до колен рубахи могли надевать другую и/или плащ. Бре напоминали примитивные шаровары и имели различную длину: короткие, являвшиеся по сути набедренной повязкой, до колен или до щиколоток. Женский костюм аналогичен мужскому. Женщина также носит закрытые одежды (рубашки, далматики), на голове покрывало. На ногах были обмотки (похожие на русские онучи) и мягкая кожаная обувь.

Период 10-11 вв. характеризует развитие первого общеевропейского стиля - романского. Его спокойные монументальные формы находят отражение не только в искусстве архитектуры, но и в костюме. Поверх шенса теперь носят блио - длинную или полудлинную верхнюю одежду. (Крестьяне, как правило, довольствовались одной рубашкой и бре.) В костюме рыцаря главную роль играют доспехи, поэтому их форма определяет и вид одежды. Покрой блио, например, соответствовал кольчуге. Под ней носилась толстая стеганая куртка - гамбизон. Появляются металлические перчатки (кольчужные рукавицы), идея которых заимствована из крестьянского быта. Железная (кожаная) перчатка - символ рыцарского положения. Она олицетворяет власть: ее вручают при оммаже, при передаче фьефа. Позднее возникает особый ритуал, связанный с этим атрибутом: бросить перчатку означает вызов на поединок, для пожатия руки ее необходимо снять, в церкви тоже запрещено находиться в перчатках и т.д. Они использовались мужчинами, а также дамами, например, на соколиной охоте.

В женском костюме возникает тенденция к подчеркиванию женственности, линий фигуры с помощью облегающего шенса и блио, которая со временем будет все более прогрессировать.

Обычной отделкой одежды того времени служила вышивка. Знать имела украшения: дорогие пояса, застежки, пряжки из драгоценных и полудрагоценных камней, золота и эмали, а также ожерелья и браслеты.

К верхней одежде относят плащ с капюшоном. Холодной зимой носили полушубки (тулупы) из овчины.

Готический стиль

В зрелое Средневековье происходят поистине революционные изменения: бурно растут города, развиваются ремесла. Европа получает все более качественные ткани. С 12 в. появляется новый материал - хлопок, а на юге начинают разводить шелковичных червей и изготовлять шелк. Простые домотканые одежды остаются только в обиходе крестьян. Крестовые походы знакомят феодалов с роскошью Востока и вносят заметные коррективы в одежду, обогатив костюм рядом заимствованных форм2. Разрабатывается система кроя (в 13 и особенно в 14 вв.), заложившая основы последующего развития европейского костюма. Выделяется особый костюм знати и духовенства; длинные одежды символизируют статус господ, их праздность и неприспособленность к труду.

Со второй половины 12 в. в Европе формируется новый художественный стиль - готика. Он находит отражение и в одежде того времени, более всего в женской. Это игра света, динамика подвижных многослойных одежд, особенно их плиссированных частей, перекликающаяся с ритмами готического стиля, а также и новые пропорции платья, как бы вытягивающие фигуру вверх, создающие "готическую вертикаль". Менее динамично меняется мужской костюм, так как он формируется под влиянием доспехов, практически не менявшихся на протяжении нескольких столетий. Мужчины надевали длинные, свободные шенсы и блио, а также особые чулки-штаны (шоссы), которые прикрепляли тесемками к поясу бре. Появляются башмаки с удлиненными носами - пигаш (их появление связывают с именем графа Анжуйского, имевшего уродливую стопу).

Господствующий в рыцарской среде культ Прекрасной Дамы, позволив четко дифференцировать формы мужского и женского платья, определяет направление развития женской одежды. Красоту форм подчеркивают с помощью узкого жилета или боковых шнуровок. Блио ниспадает до пят, расширяясь от бедер. Юбка плиссированая и "играет" при движении. Рукава, узкие вверху, расширяются от локтя и заканчиваются длинными плиссированными манжетами, свисающими едва ли не до земли. В моде косы, перевитые лентами, покрывают голову легкой вуалью.

В 13 в. на смену блио приходят новые по названию и покрою виды одежды: котт и сюрко (сюрко носят поверх котта). Прообразом белья становится нижняя рубашка, поверх которой надевают дублет - узкую куртку, а затем котт и сюрко. Последние шьются с вырезом, лиф плотно облекает фигуру, платье расширяется книзу. Верхняя одежда, как и прежде, представлена широкими плащами, меховыми накидками. Появляется специальная "гербовая одежда", отражающая принадлежность к определенному роду - ми парти (моя партия): члены знатной семьи носят костюмы цвета родового герба или его изображение (слуги и вассалы - герб сеньора) 3. Меняются головные уборы и прически: у девушек распущенные волосы, а женщины укладывают косы в сетку. Знатные дамы, как и мужчины, могут украшать голову обручами с цветами (шапо де флер), повязками из парчовой ленты (трессуар). У женщин входит в моду головной убор барбетт: белая ткань укутывает шею, уши, подбородок, часть груди. (Он сохранится на протяжении длительного времени, став позднее головным убором монахинь. Новые требования моды заставляют мужчин гладко брить лицо, носить длинные волосы. Подражая воинственному рыцарству, они носят чепчики, похожие на подшлемники (коль). В этом веке появляются пуговицы. На смену вышивке приходят кружева (пользуются у женщин чрезвычайной популярностью).

Франко-бургундский стиль

В 14 в. изменяются доспехи - на место кольчуги приходят латы, обусловившие появление новых видов одежды, создание сложного кроя. Новый эстетический идеал требует от рыцаря ловкости, подвижности, что подчеркивается костюмом. Место длинного платья занимает короткое, а силуэт имеет четко очерченные графические формы. Длинное платье остается только для определенных групп - ученых, судей, духовенства, магистратов и вообще почтенных пожилых людей - "люди в длинных одеждах". В моду входит многослойный костюм. Поверх рубашки надевают узкий прилегающий жакет и/или пурпуен (жак, котарди), прообразом которых являлась одежда, носимая под латами и повторявшая их формы. Шоссы соединяются вместе и снабжаются откидным клапаном. Появляется новый вид платья для феодальной элиты - мужской и женский упелянд. Его сильно расширенные книзу рукава отделывались мехом, фестонами и напоминали крылья птиц. Длинный упелянд из дорогой ткани - торжественное одеяние королей и высшей знати. Головные уборы того времени чрезвычайно разнообразны и живописны. К уже известным добавляется шаперон - род капюшона, который может драпироваться различными способами, типа петушиного гребня и др.

Крой меняет и фасоны женской одежды. Лиф обтягивает фигуру 4, а юбка выкраивается отдельно в виде круга или полукруга - так называемый клеш. Создается праздничная одежда знатных женщин - королевское сюрко. Оно имеет большие (ниже талии) проймы, позволяющие подчеркнуть тонкую талию ("адские окна").

Расцвет Бургундии начинается с середины 14 в. - века, когда, по меткому замечанию А. Фосийона, "бушевали бургундские драпировки". Наступает период бургундской моды (франко-бургундской), олицетворяющей стиль поздней, или "пламенеющей", готики5. Меняются пропорции костюма - ясно проступает "готическая вертикаль". Поверхность костюма собирается складками (простегивается лучеобразными линиями), которые сужаются к талии и опять расширяются к бедрам. Талия несколько опущена и чрезвычайно тонка по контрасту с огромными плечами (широкие в окате рукава снабжаются специальным валиком). Края одежды иссечены фестонами - это "экревиссы", "раковые шейки", возникшие как подражание рыцарским латам. В чрезмерно стилизованном костюме ("максимум затрат с минимумом удобств", как пишет Э. Панофски) фигура приобретает странные вытянутые очертания, кажется неустойчивой. Костюму соответствует обувь. Длина стопы дополнительно увеличивается чрезвычайно длинным носком (у знати - 24 дюйма, у горожан - 12, у крестьян - 6). В ней неудобно ходить, но все приносится в жертву сословному тщеславию: носок набивают волосом, вставляют китовый ус и поддерживают специальной цепочкой.

В женском костюме под влиянием бургундской моды появляется S-образный изгиб фигуры, так называемая готическая кривая. (Он получался не только за счет своеобразной позы, но и при помощи специального корсета из деревянных планок. Талия поднимается высоко под грудь, а овальный вырез сменяется глубоким треугольным.) Платья носят со шлейфом, который, в зависимости от знатности дамы, мог достигать нескольких метров. Новые каркасные головные уборы - генин или эннен, эскофьон - достигают различной высоты в зависимости от знатности женщины (до 70 см).

Крестьянская одежда чрезвычайно проста и "вечна": она мало подвержена изменениям. Все та же блуза, бре (или шоссы), куртка. Одежда горожан разнообразнее и богаче. Патриции подражают знати, а бюргеры - патрициям. Но в целом костюм скромный и практичный; используется сукно, темные цвета, знаки профессиональной принадлежности. Женщины носят цельнокроеные котт и сюрко, высокие головные уборы заменяют более практичным капюшоном из полотна с отворотом - омюссом, который позднее превратится в чепец. Платье горожанки хотя и более скромное, но имеет эстетические элементы. Так, чепец, омюсс и рубашка всегда изготовлялись из белого полотна. Одежда выражает статус ее владельца, власти в многочисленных указах жестко регламентируют то, что дозволяется носить каждому сословию или профессиональной группе. Так называемые законы о роскоши защищают господствующий класс от попыток копировать его костюм и тем самым уподобиться элите 6.

Средневековая одежда необыкновенно ярка и красочна. Цвет - также привилегия знати. Очень популярны контрастные решения: например, синее сюрко и белая котт. Модны были изысканные аксессуары (кошельки, пояса, шляпы), разнообразные ювелирные украшения, особенно с драгоценными камнями: кольца, браслеты, застежки, обручи, сетки для волос и т.д. Дамы увлекались косметикой (мужчины-щеголи также пудрили лицо и выщипывали брови). Франко-бургундский стиль с манерно-вычурными декоративными формами заканчивает эпоху средневекового костюма, он будет существовать до второй половины 15 в.

1 Она аналогична тунике или далматике.
2 С востока рыцари привезли новый вид головного убора - тюрбан. Европейцы, заимствовав принцип драпировки, создали множество разнообразных форм.
3 Если поле герба разделено на две или четыре части, то в одежде применяют цветовую грань, деля платье на соответствующие части.
4 В Англии появился корсет - узкий лиф из плотной ткани.
5 Распространению стиля способствовала Столетняя война. Появление рыцарей из разных стран в военных лагерях создавало условия для унификации одежды по всей Западной Европе. Это же относится и к женскому платью, так как в лагере знатных феодалов по обычаям того времени присутствуют жены и дочери.
6. Особенно строго следят за использованием знаков роскоши, многие из которых служат символами занимаемого положения: золотых украшений, одежды из золотой и серебряной парчи, меха, а также длины обуви, высоты головных уборов, длины шлейфов, цвета и многого другого.

Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. - М.: Издательство "Весь Мир", 2002.
http://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/index.htm

Средневековая Европа

Previous post Next post
Up