Средневековые авторы о Великих пирамидах. Ибн-Хаукаль. Книга Tohfat Alalbab. Аль-Идриси
Dec 18, 2024 04:19
Мы тут который пост смотрим свидетельства античности и средних веков, отлично понимая, что ничего реального в них быть не может. Какие средние века, если еще и в конце XVIII века никто не видел и не представлял реальную форму Великих пирамид? Еще при утверждении известной символики лож, а также принятии Декларации независимости, появлении в 1778 году и учреждении в 1785 году доллара США пирамиды были такими, повторяющими форму гробницы Цестия и не имеющими отношения к Великим пирамидам. Реальную форму Великой пирамиды впервые в мире покажут участники Комиссии по науке и искусству Наполеона в 1822 году.
*
После последнего свидетельства европейские хронисты, путешественники, каноники молчали о пирамидах уже полтысячи лет. Византийские - второй век. Хотя связи с египетской, эфиопской церквями, считается, никогда не прерывались, паломники, книжники, официальные духовные лица непрерывно следовали в Каир и мимо Каира. После разделения церкви на православную и католическую, святыни и святые места, христианские памятники Каира и Египта, собрания рукописей времен общей христианской истории остались в общем доступе для христиан всех епархий. Пирамиды пропадали из поля зрения на века. святыни - нет.
Арабы пирамиды в эти века видели, хотя вовсе не большинство путешественников, географов, историков, а только некоторые из них, от случая к случаю. Трудно было что-то сказать после роскошной пирамидной сказки Аль-Масуди с квестами, волшебными предметами и вампирами, но свидетели изредка находились и говорили.
Абу-л-Касим Мухаммад ибн Хаукаль ан-Нисиби (Ибн Хаукаль) (не позднее 932 - не ранее 988) Арабский географ.
Считается, что проштудировал труды Хордадбеха и нескольких географов, не замеченных египтологами в описании пирамид, и отправился путешествовать, совмещая занятие с коммерцией, т.е. как купец. Путешествовал много, посетил весь тогдашний исламский мир от Испании до Индии, естественно и Египет. В 977году написал "Книгу путей и государств". Уделил пирамидам несколько слов. Замечательный гид по арабским источникам Говард Вайс приводит их в своей книге.
"Ибн Хаукаль, писал в середине 4-го века Хиджры, (963 Каталога Uris.)
Он описывает две больших Пирамиды как самые экстраординарные строения в мире. Он также говорит, что абассидский принц, или аль-Мамун или ал-Мутасим, прочитал на одной из них надпись: «Я построил их…», решил разобрать пирамиду, но нашел, что всей дани Египта не хвати для оплаты расходов, хотя это составило 4 279 000 динаров".
Купец - он и есть купец. О каирском базаре наверняка написано на порядок больше. Дурацкая надпись на пирамиде, дурацкая затея по разбору одной из них кем-то из двоих, дурацкая смета, неизвестно откуда взятая автором, который даже автора идеи разбора не знает - все, что мы узнаем о двух самых экстраординарных в мире сооружениях у Ибн Хаукаля.
Ричард Уильям Говард Вайс (1784-1853) Британский военный, египтолог, археолог.
Несомненный деятель создателей истории, в 1837 году занимавшийся археологическими работами в Великой пирамиде, Говард Вайс, тогда еще полковник, фактически прикрывал последние работы над памятниками Гизы. Получил воинское звание генерал-майора с соответствующим содержанием и возможность оставить на века след в науке публикацией об абсолютно уникальных источниках.
Абдаллах Мухаммед бен Абдурахим аль-Кайси. Tohfat Alalbab. 1117 г.
"Абдаллах Мухаммед бен Абдурахим аль-Кайси, умер около 565г. Хиджры [1169г]
В своей работе «Tohfat Alalbab» (рукопись) говорит, что аль-Мамун отворил Большую Пирамиду, расположенную напротив Фостата. Автор вошел в пирамиду и обнаружил квадратную палату со сводчатой крышей, и в ней колодец глубиной десять локтей, достаточно большой, чтобы человек туда мог проникнуть; откуда из каждого угла открывались двери в большие комнаты, в которых находились тела, завернутые во множество оберток, которые от времени стали черными: у тел сохранились все их волосы, и поскольку ни одно из них не было серым, они, казалось, принадлежали молодым людям; они были такими жесткими, что их сочленения было нельзя переместить, и они были легкими, как воздух: он аналогично говорит, что в колодце было четыре круга, заполненные человеческими телами, и что все место было заполнено летучими мышами. Он также замечает, что различные другие животные были там похоронены. И он говорит, что нашел сверток в форме тюрбана длиной более локтя из очень белого хлопка переплетенного с красным шелком; он открыл его и нашел в нем мертвого чибиса, полностью покрытого перьями, как будто только что умершего. От вышеупомянутой сводчатой палаты более высокая часть Пирамиды была доступна через проход шириной приблизительно пять шагов, но без какой-либо лестницы или ступеней[1]. Ему сообщили, что те, кто поднялся по нему во время аль-Мамуна, прибыли в маленький проход, в нем была статуя человека из зеленого камня, которая была взята для исследования перед калифом; когда ее открыли, было обнаружено человеческое тело в золотой броне, украшенной драгоценными камнями, в его руке был меч неопределимой цены, а выше его головы был рубин размером с яйцо, сиявший как огонь, которым аль-Мамун овладел. Далее автор свидетельствует, что он сам видел ящик, из которого было взято тело, он стоял в дверях царского дворца в Каире, в 511 году [1117г] .
1. Согласно свидетельству М. Jomard, автор говорит, что это проход, ведущий от палаты к вершине Пирамиды; но кажется, что в соответствии с его описанием размера и формы, возрастающий проход ведет не к вершине строительства, но в Камеру Царя".
По стилистике и содержанию повествование - полная противоположность сказочно-волшебно-вампирской фантазии Аль-Масуди. Автор аккуратно обошел вопрос о размерах и форме, рассказ его сдержан и точен, это фактически документальный отчет о посещении пирамиды. Тем не менее, в историю и научный оборот вошла буйная фантасмагория Аль-Масуди о приключениях в пирамиде, а сдержанный обстоятельный отчет списан и отправлен в далекие запасники музея истории. Почему?
Да потому и отправлен, что он документально точен.
Книга Гривса отразила текущее состояние дел с пирамидой. Камера Царя еще не была перекрыта компрессионными камерами, Большая Галерея еще стояла без уникального ступенчатого свода, который только и может удержать мегатонный груз песка, который еще предстояло насыпать. Тем не менее схема реальна, и после нее любые документальные отчеты автоматом становятся ложью. А заодно спускают в утиль сказку об Аль-Мамуне, который якобы вскрыл Великую пирамиду и проник в ее помещения.
Откровенная, неприкрытая сказка слегка дискредитирует автора, но не отменяет факт существования пирамиды. Документальный отчет дискредитирует и автора, и факт существования пирамиды. Готовил "сочинение Аль-Кайси" какой-то арабист, который, возможно, прекрасно знал историю Халифата и язык эпохи, но совсем не знал историю открытия пирамид. Поэтому в честной, реалистичной манере наплел с три короба о внутренних помещениях. И пришлось создателям истории, скрепя сердце, отправить сочинение в корзину, отдав заготовку Говарду Вайсу.
По обычаю почти всех свидетелей автор набил пирамиду мумиями: кому напомню, кому сообщу, что никаких мумий в пирамидах никто никогда не находил, кроме якобы одной, да и ту потеряли. Откуда автор взял, что мумии молодых людей чернеют, а старых - сереют, известно ему одному.
Вход в пирамиду никогда не закрывался, но это лишь в реальности. Еще английский поэт и переводчик античной поэзии Джордж Сэндис, посетивший Египет в 1610 году и издавший книгу об этом в 1615 году, показал вход бесспорно с натуры, когда самой пирамиды, то есть блоков периметра, не было еще и на высоте 15 метров, то есть на уровне входа. Поэтому мы видим то, что видим.
Тихий советчик, попросивший поэта или издателя показать пирамиды как реальные, сам не знал, какими блоками будет делаться кладка северной и, понятное дело, остальных граней. В реале за входом был коридор, уходящий в груду песка или в бесформенный массив смеси. Не имея других примеров, этот песок или смесь закрыли сумасшедшими блоками-столбами Геродота.
Возникает вопрос: если вход всегда был на виду, зачем вообще надо было городить сказку об Аль-Мамуне, его проломе и проходе? У меня только один ответ: чтобы скрыть истинную структуру и технологию пирамид, показать и подчеркнуть, что под внешним слоем блоков камень, а не песок. Так в реальности. А в легенде, как все мы знаем, этот всемогущий и любознательный халиф, задумавший проникнуть в пирамиду, приказал долбить лаз. 47 дней и ночей работники халифа долбили 30-метровый тоннель, два отрезка от поверхности грани до гранитной пробки Восходящего прохода и до Нисходящего прохода.
Вот зачем? Вместо того, чтобы приказать покопать песокдо Истинного входа, закрытого плитой (считается, что она была, но не сохранилась), сломать ее и войти, халиф полтора месяца ломился сквозь камень. Затея и сама по себе, без сопровождения источников выглядит глупо, а уж со свидетельствами вроде отданного Говарду Вайсу - совсем сдвинуто.
И еще. Коль скоро сказка об Аль-Мамуне признается историками за истину, то и ко всем сумасшедшим свидетельствам источников до Аль-Мамуна о высоте пирамиды следует набросить еще как минимум метров по 20. Ибо если проход долбили вглубь и вниз, то Истинный вход (это имя собственное, конструктивный элемент пирамиды, поэтому пишется с большой буквы) находился под песком, а он на высоте 17 метров от основания.
Вот сколько выводов следует из казалось бы никчемного, списанного проекта.
Идем дальше.
*
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад аль-Идриси (Аль-Идриси) (1100 - 1165) Арабский историк, египтолог, ботаник, путешественник, писатель. На иллюстрации памятник Аль-Идриси в Сеуте
Уроженец Сеуты, учившийся в Кордове, живший в Палермо, много путешествовал и писал. Основное сочинение "Отрада страстно желающего пересечь мир" включило в себя и описание Большой пирамиды. Знакомит с ним наш прекрасный гид по арабским источникам Говард Вайс в своей книге.
" Аль-Едриси. Комментарии - J. L.Burkhard. Извлечение из Shereef Djemal eddyn Aboo Djafar Mohamed Edrysy's «Истории Пирамид» написанной в 623г. Хиджры.[1] [1226г]
Обращаясь к Aboo Zeyd Al Balkhi, авторе географического трактата, Aboo e’Szalt и другим, описавшим проходы, по которым поднимаются к вершине во внутренней области Пирамиды, и проходы, ведущие вниз к ее самым низким пределам, мы приведем здесь описание того, как [будто бы] мы сами вступили в Большую Пирамиду, и вступили в кубическую палату, в которая была найдена заполненной тленом и гнильем. Путь к этой палате от отверстия, открытого [сделанного] аль-Мамуном, следующий:- «Он [человек], который проникает в Пирамиду, продолжает продвигаться в ней приблизительно двадцать draa2; в некоторых местах в вертикальном, в других в наклонном положении. Дневной свет освещает его, пока он не поворачивает свое движение в сторону левой руки, где он находит наклонный проход, по которому он поднимается на расстояние длины человека, не встречая никаких ступеней. Ниже этого прохода есть яма, указано наличие здесь шахты, отверстие которой пропускает слабый свет. Только стройный человек может проникнуть в нее. Ученый Noor Eddyn-Al-Tabary сообщил мне, что он заполз в нее на животе на расстояние меньшее длины человека, и затем шел в ней вертикально на ногах приблизительно двадцать draa, после чего достиг поверхности Пирамиды в месте, расположенном выше пробоя, сделанного на северной стороне, правее места, через которое он проник внутрь. Вернемся к описанию прохода. Он поднимается, пока не достигает около каменного блока входа, за которым он поднимается к другому проходу. Справа от того, кто поднимается, находится колодец, расположенный между двумя проходами - тем, по которому он поднимался и другим проходом, ниже этого второго прохода. Этот вход (или проход) ведет внутрь квадратной комнаты с пустым сосудом в ней. На кровле комнаты есть надписи наиболее [или большей частью] древними символами языческих священников. Возвращаясь отсюда к месту, через которое вошли, поднимаемся по второму проходу. С обеих сторон его на каменных блоках топорами сделаны впадины, чтобы облегчить подъем. Они отдалены друг от друга на один draa. Наконец достигнута другая квадратная комната, в которой есть дыра, которая, кажется, была выкопана. Здесь видим пустой сосуд, подобный прежнему. Youssef Al Baba e'Sherr Abou Derr сказал мне, что в компании с персом Kalyan он проник в некоторые из убывающих проходов Пирамиды, которые привели их в место, откуда они не нашли способа продолжить путь.»
«Несколько лет назад красная Пирамида, которая является Третьей, или меньшей, была открыта на ее нижнем крае на северной стороне; но не известно, кто открыл ее. Был найден проход, ведущий вниз приблизительно на двадцать draa или больше; и на его оконечности узкое пространство, которое предоставляет место только для одного человека. После него трудный и утомительный путь идет по проходу, где ползут вперед на животе более двадцати draas, до продолговатой комнаты, где замечены несколько ям, вырытых теми, кто вошел в поисках сокровищ. Отсюда есть доступ в другую комнату, четыре стены которой сформированы шестью или семью камерами с арочными дверями, такими, как двери в маленькие индивидуальные комнаты в банях. В середине места, к которому вокруг примыкают и которое расширяют эти камеры, находится длинный синий совершенно пустой сосуд. Shereef Abou al Hosseyn из семьи Mymoon Ibn Hamb, сказал мне, что он присутствовал, когда первое проникновение в эту Пирамиду было произведено людьми, искавшими сокровища. Они трудились в ней с топорами в течение шести месяцев, и их было много. Они нашли в этом сосуде, после того, как сломали его крышку, распавшиеся гнилые останки человека, но никаких сокровищ при нем, кроме нескольких золотых дощечек с надписями на языке, который никто не мог понять. Доход каждого человека от этих дощечек составил сто динаров[3]».
Следующий отрывок был переведен М. Jomard: «Пирамиды отстоят на шесть миль от Каира. Высота их - четыреста локтей, и квадрат основания такой же. Блоки, из которых они построены, высотой пять локтей и длиной десять или пятнадцать локтей. Они сужаются вверх до пространства, едва достаточного для лежащего верблюда. Путь к ним идет через мост и город, называемый Дашур, где Иосиф был заключен в тюрьму, на расстояние трех миль[4]; и к Пирамидам пять миль; и они на том же самом расстоянии от реки. Эти строения были покрыты надписями, которые почти стерлись; и внутри каждого из них есть проход, только по которому можно войти. Две большие Пирамиды имеют подземную коммуникацию; и они, как говорят, были могилами, и ранее зернохранилищами.
1. В этой дате, кажется, есть ошибка. См. предисловие Едриси к его собственной работе, переведенной Jaubert. 4to. Париж, 1836, p. 22.
2. Draa - не сумел перевести или идентифицировать эту меру длины. Примерный размер ясен из контекста. - прим. rudolfus.
3. Это свидетельство скопировано точно с рукописи.
4. Это, вероятно, описание дороги, которая идет возле Саккары во время разлива".
Ну что. Автор этого текста оказался умнее номинального предшественника, потому и воплощен, чоесть по чести, в источнике. Сославшись на неких авторов (неизвестных египтологам), дистанцировался от описания, использовав сослагательное наклонение.
Кубическое помещение, заполненное тленом и гнильем, т.е. мумиями, куда первым делом попадают исследователи, становится неким рефреном свидетельств. Похоже, планировалось, даже сводчатое перекрытие упоминалось, но его передумали делать. Отменилось из-за проблемы с перекрытием. Оно должно держать мегатонны грунта, поэтому широким помещение делать нельзя. Никакой гранит, ни искусственный, ни даже самый прочный натуральный, будучи монолитом во всю ширину помещения, не выдержить тяжести грунта Великой пирамиды. Возможны только маленькие помещения вроде Камеры Царя под компрессионными камерами и помещение узкое под сужающимся вверх высоким ступенчатым сводом, как Большая Галерея. Поэтому в натуре создатели отказались от еще одного помещения. А в источниках как откажешься, если они уже сделаны и запущены в оборот? И уж не устранением ли остатков этого помещения, плохо закончившихся попыток его сделать, занимался Говард Вайс на пару с инженером Шеррингом в 1837 году? Ну а почему нет? Слишком уж настойчиво поминается тема глупого прохода Аль-Мамуна. Сделали три примитивных прохода вместо планировавшихся и рухнувших палат. А для публики Говард Вайс выдал несколько текстов, позднее ставших книгой, про свою не особо умную "пороховую археологию"...
Дополнительная шахта или идущий вверх тоннель, выводящий на поверхность пирамиды выше пролома Аль-Мамуна и достаточный для человека, разумеется, фантазия. На всякий случай: к вентиляционным шахтам, идущим из Камеры Царя, он не имеет отношения, они имеют сечение 20 см.
Дальше в повествование вклинивается, подменяя собой свидетеля, мифического исследователя пирамиды, сторонний рассказчик, не чужой для создателей пирамид. Ибо нельзя, ползая по темным проходам, оперировать понятиями выше-ниже, дальше-ближе, правее-левее с точки зрения наблюдателя, находящегося снаружи перед северной гранью пирамиды.
Надписей в Великой пирамиде нет нигде и никаких; с этим оплошали все свидетели.
Вертикальных ходов в комнаты, комнат с сосудами и без сосудов, камер, переходящих в другие камеры, арочных дверей, разумеется, также нет, это фантазии.
Следующий отрывок из Аль-Идриси явно писал другой, менее умный автор. Он повторил общую для средневековых арабских писателей фразу о высоте и ширине пирамиды в 400 локтей - в королевских арабских локтях это составит 264,8 м или 267,2 м, а если, например, в каирских локтях, то это 232,7 м. К коим, принимая за чистую монету сказку об Аль-Мамуне, мы в обоих случаях должны добавить еще примерно по 20 метров, выше объяснялось почему...
Блоки также сказочные; 5 на 10-15 локтей - это 3,3 на 6,6-10 метров или 2,9 на 5,8-8,7 метра. Это какой-то Трилитон Баальбека, а не блоки!
Чтобы вспомнить реальный размер, снова любуемся голубями, сидящими на типичных блоках пирамиды Хеопса. Они прекрасно показывают истинные гариты. На втором снимке линии показывают плотные неповторимые стыки между боковинами; часть рядов пирамиды Хеопса именно такая. Этими линиями хочу показать, что никакими иными способами, кроме последовательной формовки приставными податливыми листами из материала вроде тонкой жести, эти рядочки получить невозможно. Причем формовка была спешной, авральной, когда формовщики не выкладывали смесь вдоль стенок и не дожидались схватывания, а бузовали новые порции на еще сырые, будто какой-нибудь бетон, отчего листики и прогибались и блоки формовались вкривь и вкось. Но в итоге получилось даже слегка красиво...
Дальше соавтор собрал сказки отовсюду: надписи, подземные коммуникации, зернохранилища, описание дороги настолько странное, что даже Говард Вайс счел нужным заметить, что это, видимо, дорога в Саккаре.
*
Мы посмотрели еще порцию небылиц в двух свидетельствах, запущенных в научный оборот, и одном забракованном. Эти свидетельства, как и рассмотренные в предыдущих шести постах, без вариантов говорят о том, что их авторы, кто бы они ни были и когда бы ни писали свои сочинения, в глаза не видели объекты, известные нам как Великие пирамиды Гизы, понятия не имеют ни об их облике-форме-габаритах, ни об их внутренней структуре. И тем не менее, историки, как сетевые, так и более серьезные, также без вариантов считают эти небылицыподтверждениями существования Великих пирамид в декларируемое время. При этом чаще всего никакого понятия не имея о том, что же в реальности говорится в небылицах.
Мне эта ситуация напомнила одну очень давнюю встречу. В давние-давние 90-е я редактировал первый в крае частный журнал, и журнал стал спонсором приезда и единственного концерта в Барнауле группы "Пикник". Группа была тогда на пике славы, а ее лидер Эдмунд Шклярский - самой необычной, таинственной, символической и потусторонней фигурой на всей рок-сцене. Его превосходно придуманный и тщательно продуманный образ вкупе со своеобразной, тягучей, временами гипнотической музыкой и символическими, эзотерическими, временами инфернальными текстами буквально завораживал поклонников... Коих и сейчас хватает; менеджеры чрезвычайно удачно сориентировали образ группы и ее лидера на соответствующую песням аудиторию. Одним из условий спонсорства было интервью Шклярского тет-а-тет, без журналистов, общественности, менеджеров и кого бы то ни было. И по повода всего своего символизма, образов, смыслов своих песен он мне сказал буквально следующее: по знаку зодиака я Весы, а больше про эти вещи не знаю ничего, спрашивайте у менеджера... [Интервью, если кому интересно]Картинки большие, открывайте полные версии.
Долгих лет и верных поклонников музыканту. Ума и здоровья читателям.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.