В 1945 году закончилась самая кровавая война двадцатого века. Были колоссальные разрушения в нашей стране, миллионы погибших и обездоленных. И среди прочих бед была и такая: остались тысячи и тысячи калек. Кто-то вернулся к семьям. А многим некуда и не к кому было возвращаться. И куда же они делись ? По мнению наших либеральных правозащитников и их западных друзей, то сталинский режим собрал их и отправил умирать на Валаам, чтобы не досаждали своим видом здоровым гражданам и власти. Не портили картинку благолепия, так сказать. Откуда же пошёл этот пасквиль ?
А вот отсюда, с «Валаамской тетради» Евгения Кузнецова : «В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение! Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще, и содержать дешевле. Формальное объяснение - тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники. А неформальная, истинная причина - уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли ещё где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой - из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого "позора"! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях...» Правозащитнички с удовольствием подхватили эту байку, растиражировав её. Дальше-больше... В 90-е годы даже был сделан фильм на эту тему- "Бунт палачей". Гнусность и мерзость... В нём смакуется, как злобная гэбня расстреливает (!!! ) безногих-безруких инвалидов с пулемётов ( !!! ). Вот такие помои были вылиты на историю. А цель понятна: побольше грязи накидать, чтобы очернить всё и вся.
А что же было на самом деле ? Действительно было много калек после войны. И кто-то вернулся к семьям. А тем кому некуда было возвращаться: не осталось семьи, разрушены дома...? А кто-то и сам не хотел возвращаться к своим семьям инвалидом, быть обузой . Но они ведь всё равно были живые люди. Вот и появлялись нищенствующие на улицах. И надо было как-то обустроить эту категорию инвалидов, дать им приют, медицинское обслуживание, питание и крышу над головой. Или было лучше бросить их на произвол судьбы ? И уж о никаких "облавах" и речи не шло. Инвалидов направляли в интернаты по направлениям местных органов соцзащиты. Эдуард Кочергин в «Рассказах питерских островов» описывает, как в начале 50-х ленинградские бомжи и бомжихи провожали в интернат своего весёлого собутыльника и запевалу Васю Петроградского - бывшего матроса Балтийского флота, потерявшего на фронте обе ноги. " На обычный пассажирский пароход сажали его собесовские чиновники (которые и заставили отправиться в интернат) и толпа друзей. На прощание «отутюженному и нафабренному Василию» вручили подарки на память - новый баян и три коробки любимого им «Тройного» одеколона. Под игру этого баяна («Любимый город может спать спокойно...») пароход и отчалил в Горицы. ...Самое потрясающее и самое неожиданное, что по прибытии в Горицы наш Василий Иванович не только не потерялся, а даже наоборот - окончательно проявился. В бывший женский монастырь со всего Северо-запада свезены были полные обрубки войны, то есть люди, лишённые абсолютно рук и ног, называемые в народе "самоварами". Так вот, он со своей певческой страстью и способностями из этих остатков людей создал хор - хор "самоваров" - и в этом обрёл свой смысл жизни." Из документов Валаамского интерната, сохранёных в архивах:
Объснительная инвалида директору:
«Директору дома инвалидов тов. Титову от инвалида войны II гр. Качалова В.Н. Объяснение. Объясняю в том, что продано у меня 8 вещей: брюки 2 х/б, простынь 1 х/б, тужурка 1 х/б, фуфайка х/б. Пинжак х/б один. Рубашка 1 х/б, носки 1 х/б. За это всё прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменом виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X-1952».
ответ директора дома-интерната на запрос родственников:
ведомость обеспечения постояльца:
направление в дом-интернат:
Официальный запрос инвалиду, действительно ли он хочет жить в инвалидном доме.
телеграмма от родственников:
Трудное было время... Но это было, хоть какое-то решение проблемы.