Как сказка - мир. Сказания народа,
Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне.
Николай Заболоцкий, 1937 г.
До революции в России наиболее популярными героями народных анекдотов были пошехонцы (и вообще ярославские), с ними соперничали вятчане, жители Вятской губернии. Большая часть из нижеприведенных анекдотов взята мною из очерка этнографа и филолога Д.К. Зеленина "Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии" (1904 г.). Надо также отметить, что шутили друг о друге не только жители соседних губерний, но и соседних уездов, сел и деревень. Такие байки в народе были раньше очень популярны.
1. Вятчане всемером стреляли из ружья, купленного вскладчину. Все взялись - кто за приклад, кто за дуло. Одному места держаться не хватило, он промолвил: "Чать, и моя денежка не щербата!" и засунул палец в дуло.
2. Вятчане - толоконники. "Вятчане, где-то недалеко от города Котельнича, хлебали на реке Вятке толокно. Дело было так. Шел зимою по реке Вятке прохожий хлын (хлыновчанин - Е.В.), в сером азяме. Шел он из города Вятки. А было это в то время, когда город Вятка назывался Хлыновом. И вот вздумал хлын пообедать. Для этого он тут же на льду, вблизи проруби, выдолбил ножом ямку (колужинку), наподобие чашки, и своей "рукавичей зачерпнул из проруби водичи", которой и наполнил ямку; насыпал затем "толоконча", разболтал и, прикусывая ярушником, хлебал толоконо. О ту пору ехали мимо мужики, везли толокно. Завидев земляка, извозчики остановились.
- Щё, дядя, поделываешь?.. Ликося, толокончё хлебаешь! Хлеб да соль! (ликося - гляди-ка. - Е.В.)
- Милости прошаем, - ответил серый азям, а сам знай ложкой только "зафуфыривает".
Разманил азям извозчиков, сняли они свои "малахаи" и почесали затылки. Им тоже захотелось "толоконча". Но их была целая артель, а, стало быть, и чашка должна быть большая; однако они не задумались. Не долго думая, они всыпали в прорубь целый мешок толокна, благо ложки у каждого были, разболтали кнутовищем и попробовали хлебнуть, но хлебать было нечего: толокно пошло ко дну. Тогда они всыпали другой мешок, который также пошел ко дну. А хлын в азяме в это время покончил со своим толокном, снял шапку и помолился на восток.
- Кма ли высыпали? - спрашивает он (кма - много. - Е.В.).
- Два мешка, - ответили мужики. почесывая затылки.
- Ликося, какова мерека ухлопали, - сказал азям и пошел своей дорогой.
Долго толковали извозчики, как быть, и один из них, недолго думая, взявши ложку, нырнул в прорубь.
- А ведь он один там толокно-то слачет, - решили мужики, и, взяв ложки, один за другим нырнули в прорубь..."
3. Вятчане поросенка на наседала (на насест) сажали:
- Чепись, чепись, не то падёшь! курича о двух ногах, да чепиччя...
4. Вятчане колокол из лыка плели. "Щё это он не звонит: шлык да шлык?!" - А он сшит из лык. - Давай дальше за веревку дергать. Колокол с колокольни упал, да на крапиве повис.
5. Вятчане пришли в Казань и дивятся на высокую колокольню.
- Больно колокольнича-то высока! Как это хрест-от воткнули? - недоумевает один.
Другой отвечает:
- Как воткнули: колокольничу-то нагнули, да хрест-от и воткнули. Отпустили, она и сбрындила!
6. Идет Первая мировая война. Взрывается снаряд. Воронка. В нее прыгает русский солдат. Взрывы продолжаются. В ту же воронку прыгает другой русский солдат. Закурили.
- Ты откуда родом-то?
- Да я с Вятки.
- И я с Вятки.
Помолчали. Один задумчиво:
- Эта ж надо, а! Война - мировая, а воюют одни вятские!
7. Разговор в поезде.
- Вятский?
- Вятский.
- Знаю ваших! У вас поселок есть такой и речка - Тужа.
- Ну есть.
- А еще есть речки Пержа и Воя.
- И такие есть.
- Ну так вот, я к вам в гости приеду: за Тужу, за Пержу, за Вою.