Петр Великий в гостях у пастора

Aug 12, 2012 18:51


(В 4м номере Рижских городовых известий помещен следующий любопытный анекдот о Великом русском царе, сообщенный издателю оных из достоверного источника).

В тогдашнюю Шведскую войну (в 1709 или 1710 году), российские войска часто проходили по дороге из Риги в Митаву мимо Далбингского прихода. Однажды под вечер сам Петр проезжал там в Митаву. Пастор Далбингской церкви (Петр Виттербург, служивший при оной 52 года, и скончавшийся в 1769 г. на 85 г. от роду) пошел к нему на встречу до самой дороги, во всем облачении. Петр вышел из повозки, отвечал весьма благосклонно на латинскую речь и приветствие пастора, и поцеловал его в лоб; потом спросил, далеко ли до Митавы и еще кое о чем, и наконец объявил, что намерен ночевать у него, без свиты и без дальнейших околичностей, и что пастор на сей вечер должен быть его гостем. Пастор провел у государя весь вечер, и хотел откланяться, чтоб совершить вечернюю молитву. Монарх после оной отпустил пастора с благодарением и пожеланием ему доброй ночи. На другой день изъявил он благодарность свою за ночлег, и позволил хозяину испросить у него милость. Скромный пастор отвечал: «в житейском быту я почти ни в чем не имею надобности; в душевном надеюсь на милосердие Бога, веруя в моего Спасителя; а посещение Вашим Величеством моего дома есть уже такое счастье, больше которого мне ничего не нужно» - «Вижу», сказал Государь: «что ты богаче меня; но мне хотелось бы оставить тебе что-нибудь на память». - «Так позвольте попросить, Государь, об освобождении моего двора от поисков козачьих за скотом и живностью, а ушей моих от беспрестанного барабанного боя проходящих здесь военных команд». - Петр улыбнулся, услышав сию скромную просьбу, оторвал лоскут бумаги, написал несколько слов по-русски, и отдал пастору, для предъявления в случае нужды. Потом, простясь милостиво с пастором, отправился он в путь свой.



В начале семилетней войны (в июне месяце 1757 года) фельдмаршал Апраксин, на пути в Пруссию, имел главную квартиру в Митаве. Военный шум был еще тягостнее семидесятитрехлетнему старику, и он решился просить помощи у главнокомандующего, сел в дедовскую одноколку, и потянулся шагом в главную квартиру. У перевоза должен он был дожидаться несколько времени, ибо предпочтительно перевозили военных. Наконец он переехал чрез реку, но не мог за теснотою подвинуться вперед, и вышел из своей повозки. Несколько офицеров повели дряхлого старичка в дом русского министра, где стоял Апраксин. Но в передней комнате объявили, что его теперь нельзя впустить, ибо все генералы находятся у фельдмаршала. Старик отвечал с важностью: «Петр Великий не заставил бы меня дожидаться: он у меня гостил и был мне друг». Адъютант, услышав это, побежал к фельдмаршалу, который сам с поспешностью вышел в переднюю, повел старика в гостиную, посадил его и велел подать завтрак. Почтенные воины обступили ли его, с вниманием слушая рассказ о делах и словах Великого. Пастор, объявил о своем требовании вынул из кармана приказ, писанный государем. Все генералы и офицеры с благоговением целовали бумагу и прижимали ее к сердцу. Тщетно главнокомандующий убеждал его уступить эту драгоценность. Разумеется, что просьба пастора была исполнена. Возвратясь домой в фельдмаршальском экипаже, нашел он уже охранный караул у дверей своих.

Газета «Северная пчела», 1825 год, http://sevpchela.ru/node/120.

монархи, Россия, церковники, 18 век

Previous post Next post
Up