Dec 09, 2008 04:04
Павел I, самолично с обер-церемониймейстером, Петром Степановичем Валуевым, составлял церемониал перенесения Петра III во дворец и общаго с Екатериною II погребения; он собственною рукою назначал чиновников к несению императорских регалий, при чем граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменской написан к короне Петра III (жестокое, но правдивое наказание). Чрез повестку из печальной коммиссии, избранныя особы приглашаются к принятию повелений; Орлов приезжает в полпьяна, шумит, полагая, что Валуев самовольно делал росписание, бранит его, за слабостью в ногах решительно отказывается.
Вероятно, что раздосадованный Валуев с намерением умолчал о сем событии, чтоб чувствительнее наказать Орлова при собравшейся публики. По прибытии всего двора в Невскую Лавру для поднята гроба Петра III, государь тотчас увидев, что к принятию короны подходит другой чиновник, спросил у Валуева: "Для чего не Орлов?" тут же находившийся. Ему докладывают, что Орлов за слабостью отказался. Император с негодованием выхватив подушку у чиновника державшаго оную, толкнул ею Валуева и громко сказал: „Ему нести в наказание!''-Орлов, принимая корону зашатался, и, с помощию ассистентов, едва возмог донести до дворца.-Взаимная их ненависть, т.-е. Орлова с Валуевым, продолжалась в царствование Александра Павловича.
(Изустно от Петра Степановича Валуева из Исторических рассказов и анекдотов, записанных со слов именитых людей П.Ф. Карабановым)
монархи,
Россия,
18 век