В Турецкую кампанию 1789 года князь Григорий Александрович Потемкин осадил неприятельскую крепость и послал сказать паше, чтобы тот сдался без кровопролития.
А в ожидании ответа - разумеется, положительного - был приготовлен великолепный обед, на который пригласили генералитет и всех почтенных особ из свиты князя.
По расчету Потемкина, посланному парламентеру надлежало явиться к самому обеду. Однако он не появился. Князь сел за стол в дурном расположении духа, ничего не ел, то и дело грыз от волнения ногти и все спрашивал, не приехал ли посланный.
Обед подходил к концу, и нетерпение Потемкина возрастало. Наконец вбежал адъютант с известием, что парламентер явился.
- Скорей, скорей сюда его! - воскликнул князь.
Через несколько минут вешел запыхавшийся офицер и подал письмо. В ту же секунду Потемкин распечатал и развернул письмо...
Да вот беда: оно оказалось написанным по-турецки!
Новый взрыв нетерпения.
- Скорее переводчика! - крикнул Потемкин.
Переводчик прибыл.
- На, читай и говори скорее, сдается укрепление или нет?
Переводчик взял бумагу, прочитал, перевернул, повертел перед глазами. Однако не издал ни звука.
- Да говори же скорее, сдается крепость или нет? - спросил князь в порыве величайшего нетерпения.
- А это как вашей светлости доложить, - хладнокровно ответил переводчик. - Извольте видеть, в турецком языке есть слова, которые имеют двоякое значение: утвердительное и отрицательное, смотря по тому, поставлена над ними точка или нет. Так и в этом письме имеется именно такое слово. Если над ним поставлена точка пером, то крепость не сдается. Но если эту точку насидела муха, то, значит, паша согласен на сдачу.
- Ну разумеется, муха насидела! - воскликнул Потемкин и тут же, соскоблив точку столовым ножом, приказал подавать шампанское и провозгласил тост за здоровье императрицы.
Крепость действительно сдалась, но только через двое суток, когда паше были обещаны кое-какие подарки.
А донесение о сдаче было послано Екатерине Второй в тот же день, когда князь Потемкин соскоблил точку, будто бы насиженную мухой.
С. П. Жихарев "ЗАПИСКИ СОВРЕМЕННИКА"