28 декабря 1927 года родился композитор Олег Каравайчук.
Он родился в Киеве в семье скрипача, отца арестовали, когда Олегу было два года. С детства Каравайчук проявлял таланты и писал музыку. До войны после освобождения отца семья перебралась в Ленинград, где его отец устроился на работу на «Ленфильм», а мать в школу.
В 1943 году Каравайчук принял участие в концерте юных музыкантов в рамках празднования 80-летия консерватории в Ташкенте, а в 1945 году после окончания музыкального училища по классу фортепиано поступил в Ленинградскую консерваторию.
Первая работа Олега Николаевича для кино - музыка к фильму 1952 года «Алеша Птицын вырабатывает характер». Для работы его пригласили по рекомендации автора сценария Агнии Барто. Позже он написал музыку к фильмам «Два капитана», «Солдаты», «Поднятая целина», «Мама вышла замуж», «Долгие проводы», «Принц и нищий», «Чёрная курица, или Подземные жители» и других». Также Каравайчук снялся в эпизодических ролях в ряде картин.
Первое публичное выступление музыканта состоялось в начале 60-х годов на сцене Ленинградского концертного зала (ныне Концертный зал у Финляндского), оно закончилось скандалом. Поэтому второй на сцену Каравайчук вышел только в 1984 году, когда он выступил перед артистами ленинградских театров со сцены Дома актёра имени Станиславского, исполнив произведения Мусоргского и Бетховена. Однако широкой публике вплоть до 1990 года был известен только как композитор театра и кино, его концерты запрещались, периодически преследовалась вся его семья, его сочинения изымались, до сих пор многие не выпущены и хранятся в архивах. Это привело к тому, что композитор начал вести замкнутый образ жизни.
Долгие годы Каравайчук жил на 15-й линии Васильевского острова с матерью, в доме между Средним и Малым проспектами, недалеко от сквера имени Веры Слуцкой. Местные жители часто видели его на улице и в близлежащих магазинах. Благодаря своей экстравагантной внешности и поведению получил прозвище «сумасшедший композитор» и являлся, таким образом, местной достопримечательностью.
В 90-е годы композитор побывал в Великобритании, где был гостем пяти программ Бориса Нечаева «У нас на острове».
За свою карьеру Каравайчук поработал с Василием Шукшиным, Сергеем Параджановым, Кирой Муратовой, Сергеем Курехиным. До своей смерти в 2005 году ему покровительствовала вдова Виктора Цоя Марьяна.
1 апреля 2009 года принял участие в спектакле «Записки сумасшедшего» в ДК Ленсовета в Санкт-Петербурге, в честь 200-летия со дня рождения Гоголя, с участием Ренаты Литвиновой и Александра Баширова, на котором обратился к слушателям с импровизированным монологом.
Несмотря на финансовые трудности, Каравайчук участвовал только в интересных ему, а не коммерчески успешных проектах, в частности, он любил перформансы, синтезирующие его музыку, классический и современный балет, поэзию и видео. Его почерком стало эпатажное выступление с наволочкой на голове, игра на рояле лёжа или на коленях. Сам композитор объяснял это желанием сосредоточиться и остаться только со своей музыкой. Его основное направление работы - импровизационное сочинение: в присутствии зрителей он садится за рояль, сочиняя произведение по ходу самой игры. Два крупнейших театра Петербурга: «Александринский» и МДТ - «театр Европы» используют специально написанную музыку композитора к спектаклям: «Изотов» и «Бесы». В июле 2014 года ностальгическая мелодия Каравайчука из фильма «Монолог» использована в мемориальном фильме телеканала «Культура» о народном артисте РФ, музыковеде Святославе Бэлзе «Незаданные вопросы».
Скончался Олег Каравайчук 13 июня 2016 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Комаровском кладбище.