3 декабря 1989 года президент СССР Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш-старший заявили, что их страны более не являются стратегическими противниками. Этот день вошел в историю, как дата окончания холодной войны.
Внешнеполитический курс СССР начал меняться еще в 1987 году, когда его в своей книге «Перестройка и новое мышление» провозгласил Михаил Горбачев. По его мнению, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.
Авторами нового внешнеполитического курса СССР стали помимо Михаила Горбачева министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе и один из идеологов перестройки Александр Яковлев. Ключевым событием нового курса стало подписание Горбачевым и Рейганом Договора о ракетах средней и меньшей дальности 8 декабря 1988 года. Тогда же начался и вывод советских войск из Афганистана.
Кроме того, Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил, после чего 21 марта 1989 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о сокращении армии и начале конверсии (перехода на производство гражданской продукции) оборонных предприятий.
В октябре 1989 года СССР провозгласил официальный отказ от «доктрины Брежнева», которая касалась принципов вмешательства СССР в дела стран Восточной Европы. После этого началась смена коммунистических режимов в этих странах.
Официальная же точка в холодной войне была поставлена 1 февраля 1992 года, когда в Кэмп-Дэвиде была подписана соответствующая совместная декларация России и США.
Заместитель министра иностранных дел СССР Анатолий Адамишин так характеризовал завершившуюся холодную войну: «Наша внешняя политика во времена Брежнева и Громыко была исключительно неподходящая для интересов страны. Ведь не может быть вход в Афганистан подходящим делом, не может быть подавление Чехословакии подходящим делом в интересах советского общества, не может быть эта гонка вооружений, не может быть конфронтация не только с американцами, но и со всем миром фактически. Потому что мы и с Китаем были на ножах, и с исламскими государствами на ножах, и с Израилем на ножах, что для нас было тоже довольно серьезным ударом».