30 ноября 2015 года скончался выдающийся кинорежиссер Эльдар Рязанов.
Он родился в Самаре в 1927 году, позже семья переехала в Москву по месту работы отца. В первой половине 30-х годов семья распалась, и будущий кинорежиссёр с семи лет воспитывался матерью и отчимом, инженера, вдовцом с ребёнком, относившимся и к Эльдару как к родному сыну. Отец женился вторично, у него родилась дочь. В 1938 году его арестовали и осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Рязанов-старший бежал из лагеря, после поимки получил дополнительные десять лет, а в общей сложности он отсидел 17 лет. В годы Великой Отечественной войны Эльдар написал отцу письмо и получил ответ с лаконичным описанием северной природы. В начале 60-х годов, когда Эльдар Рязанов был уже известным кинорежиссёром, отец нашёл сына.
Эльдар Александрович с детства любил литературу и хотел стать писателем или моряком. Он даже подавал документы в Одесское мореходное училище, но шла война и какого-то ответа от учебного заведения он не дождался. Во ВГИКе в мастерской Григория Козинцева Рязанов оказался во многом случайно, потому что не планировал посвящать свою жизнь кино.
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, его дипломной работой, получившей отличную оценку, стала документальная лентой «Они учатся в Москве». На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября», «На первенство мира по шахматам», «Твои книжки», «Недалеко от Краснодара», «Остров Сахалин».
В 1955 году Рязанов стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год руководитель киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. Фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей - бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвездами.
В последующие несколько лет Рязанов поставил лирическую комедию «Девушка без адреса», героическую комедию «Гусарская баллада», бытовую комедию «Дайте жалобную книгу», эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России». Также Эльдар Александрович сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» снимались Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Папанов, в то время уже известный в театральном мире, сыграл в фильме аж четыре роли.
В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Рязанову снова оказал Иван Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Рязанову стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова - Игорь Ильинский, что фильм не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
У Рязанова в 60-е годы создалась целая команда единомышленников - сценарист Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров, оператор Владимир Нахабцев, актеры Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, позднее также Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих.
С ними режиссер и добился самых больших своих творческих успехов. Например, фильм «Берегись автомобиля» был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Самую широкую зрительскую аудиторию привлекали и дальнейшие работы Рязанова: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Гараж».
В 1979-1985 годах Рязанов работал в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и режиссёром которой была Ксения Маринина. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы: «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви», «Парижские тайны Эльдара Рязанова» (в этом цикле вышло, в частности, интервью с Жаном Маре). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. Участвовал в телеигре капитал-шоу «Поле Чудес» с Владиславом Листьевым. Кроме того, с 2002 года Рязанов был президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трех залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.