22 ноября 1960 года с конвейера вышел первый "Запорожец"

Nov 22, 2017 15:43




Модель ЗАЗ-965, называемая в народе «горбатый».
Стоимость первых автомобилей была 1800 советских рублей, в среднем это 20 месячных зарплат гражданина
22 ноября 1960 года с конвейера запорожского автозавода «Коммунар» вышла первая партия автомобилей «Запорожец».

Завод, позже переименованный в ЗАЗ (ныне АвтоЗАЗ) выпускал два поколения «Запорожцев» до 1994 года, за это время покупателям было представлено семь моделей машины, в том числе с ручным управлением для лиц с ограниченными возможностями (в народе эти машины называли «инвалидками»).

Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции: заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы; кузов типа «двухдверный седан»; V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением; независимая подвеска всех колёс; автономный бензиновый отопитель салона. Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (санитарный колёсный транспортёр переднего края, ЛуАЗ-967). К этому же семейству относились и «гражданские» вездеходы марки «ЛуАЗ» - различные модификации ЛуАЗ-969.

Популярность автомобилей ЗАЗ была связана с их относительно низкой ценой - 3-3,5 тысячи рублей («Жигули» в то время стоили до 7 тысяч) и свободной продажей без предварительной записи. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счёт большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось, а также простотой в обслуживании и ремонте, что делало их в большой степени пригодными для эксплуатации в сельской местности и отдалённых районах страны.

Конвейерная судьба «Запорожца» не отличается от судьбы большей части восточноевропейских моделей автомобилей шестидесятых годов. Если первое поколение было вполне современным на момент освоения в производстве, и даже снято с конвейера ранее своего итальянского прототипа, то второе уже было вторично по отношению к первому в техническом плане. Автомобили в течение десятилетий без существенных модернизаций, так что уже к началу семидесятых было по основным показателям явно ниже среднего уровня европейских «одноклассников» новой разработки, что усугублялось массовым переходом зарубежных производителей в этом классе к переднему приводу.

В народе насчет автомобилей «Запорожец» ходило множество шуток, которые были актуальны вплоть до конца 90-х годов (в «Мерседес врезается «Запорожец»…), а также почти каждая модель автомобиля имела свое неофициальное прозвище. ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, также его называли «еврейским броневиком». ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 автолюбители именовали «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М - «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.

фото дня, СССР, экономика, события, промышленность, Украина

Previous post Next post
Up