Click to view
20 октября 1982 года в результате трагедии на московском стадионе им. Ленина (ныне -«Лужники») на матче «Спартака» и голландского «Харлема» в рамках Кубка УЕФА погибли 66 болельщиков. Данные о количестве жертв были опубликованы только в 1989 году.
На матч было продано более 16 тысяч билетов. Он вызвал небольшой интерес из-за тяжелых погодных условий - в столице выпал первый снег и подморозило до -10 градусов. От снега до начала матча очистили две трибуны на 23 тысячи человек. В итоге на ближней к метро трибуне оказалось 12 тысяч болельщиков, а на противоположной всего 4 тысячи.
Счет в игре открыл спартаковец Эдгар Гесс уже 16-й минуте. Ближе к концу матча болельщики стали покидать стадион, не дожидаясь финального свистка. Однако за 20 секунд до окончания игры второй гол в ворота голландцев забил Сергей Швецов. В этом время на лестнице ближней к метро трибуне С началась давка, которая усугубилась тем, что люди падали на льду. Пострадавших доставили в Институт им. Склифосовского, а тела погибших перенесли к памятнику Ленину.
Единственное сообщение в СМИ о трагедии вышло на следующий день в газете «Вечерняя Москва»: «20 октября 1982 г. после футбольного матча на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени В. И. Ленина при выходе зрителей в результате нарушения порядка движения людей произошел несчастный случай. Имеются пострадавшие. Проводится расследование обстоятельств происшедшего». Газета «Советский спорт» и еженедельник «Футбол-Хоккей» после трагедии опубликовали подробные статьи об этом матче (под названиями «Холодная погода - горячая игра» и «Счёт на секунды»), однако умолчали в них о каком-либо несчастье, произошедшем с болельщиками.
Футболистам «Спартака» о трагедии на следующий день рассказал начальник команды Николай Старостин, футболисты «Харлема» узнали о трагедии лишь несколько лет спустя.
После расследования трагедии следователями Московской городской прокуратуры дело было передано в суд. Все представители потерпевших были ознакомлены с материалами дела. На открытом заседании Московского городского суда 8 февраля 1983 года под председательством судьи В. А. Никитина уголовное дело было заслушано. Суд продолжался всего полтора дня.
К уголовной ответственности были привлечены директор Большой спортивной арены стадиона им. Ленина Виктор Кокрышев и главный комендант Юрий Панчихин. 26 ноября им было предъявлено обвинительное заключение и на оставшееся время расследования они были заключены под стражу в Бутырскую тюрьму. Панчихин был назначен комендантом БСА всего лишь за два с половиной месяца до трагедии. Виктор Кокрышев уже через два дня после трагедии был исключён из рядов членов КПСС. Они были приговорены судом к 3 годам лишения свободы, что являлось максимальным наказанием по статье 172 УК РСФСР об ответственности за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Однако в это время вышла амнистия в связи с 60-летием образования СССР. Кокрышев попал под амнистию, как лицо, имеющее правительственные награды, и был освобождён от наказания. Панчихину, в связи с амнистией, срок заключения был сокращен наполовину. Он был отправлен на принудительные работы в Подмосковье, а затем - в Калинин. Также привлечению к уголовной ответственности подлежали заместитель директора БСА Лыжин и командир подразделения милиции, обеспечивавшего охрану общественного порядка на трибуне С, майор Корягин. Но в связи с болезнью обоих материалы в отношении их были выделены в отдельное производство. Позже оба также попали под амнистию как лица, имеющие правительственные награды.
Расследование дела вел следователь по особо важным делам прокуратуры города Москвы Александр Шпеер, известный как консультант фильма «Берегись автомобиля». Одной из причин трагедии тогда было названо то, что многие болельщики пришли на стадион в состоянии алкогольного опьянения, а также то, что трибуны не были очищены должным образом ото льда и снега.
Известно, что болельщики стали кидать в милиционеров снежки, а иногда и бутылки, всего в ходе игры в отделения было доставлено 150 человек.
По данным следствия, гол Швецова не усугубил положение, а, возможно, даже облегчил его, так как некоторые из зрителей - кто только выходил из многочисленных «люков» верхнего этажа стадиона на галерею к лестнице - кинулись назад и, тем самым, ослабили напор на уже идущих по лестничному маршу. Внизу, в спрессованной массе людей, при давке, развернуться и, тем более, создать встречный поток, было абсолютно невозможно.
Однако болельщик, бывшие в тот день на стадионе, говорят, что причиной трагедии стало то, что после гола Швецова толпа двинулась обратно на стадион, а на трибуне при этом были открыты всего одни ворота.
22 октября 1992 года, к десятилетию со дня трагедии, у западных трибун Лужников был установлен памятник «Погибшим на стадионах мира».