24 мая 1982 года на пленуме ЦК КПСС была принята Продовольственная программа

May 24, 2017 14:16

image Click to view



24 мая 1982 года на пленуме ЦК КПСС была принята Продовольственная программа. Целью документа было преодоление товарного дефицита. С 1982 по 1990 год предлагалось интенсифицировать производство в сфере сельского хозяйства и улучшить ситуацию с продовольственным снабжением в СССР.

Ухудшения в сфере продовольственных поставок начали происходить начиная с 60-х годов. Постоянное субсидирование цен на различные товары, включая продовольствие, стало традицией и вызывало перекосы в экономическом развитии страны. Производство товаров питания становилось хронически дотируемым государством. Отпускная цена мяса в конце 1970-х годов была в два-три раза ниже цены его производства. В 1960-x - 1980-x годах темпы роста ВВП СССР хронически отставали от темпов роста денежной массы в среднем на 10%. Политика искусственного сдерживания цен вела к товарному дефициту, а ввиду наибольшего консерватизма властей в отношении продовольственных товаров, дефицит в значительной мере сказывался в этой сфере. Серьёзные проблемы с продовольственным снабжением в СССР порождали социальное напряжение. Одной из причин волнений рабочих в Новочеркасске в 1962 году стало повышение цен на мясо. Они не были единственными событиями подобного рода. Массовые выступления граждан происходили в Караганде, Темиртау, Александрове, Муроме, Тбилиси, Грозном, Одессе.

В 70-е годы была приняты меры по интенсификации развития сельского хозяйств, включавшая развитие кооперативного движения, но они не давали должного результата. сли в начале 1970-х годов СССР импортировал около 7 млн тонн пшеницы в год, то в 1982 году импорт зерна достиг 45 млн тонн. В 1981 году Советский Союз стал крупнейшим импортером мяса - 1 млн тонн в год. По оценкам американского экономиста Гэйла Джонсона, недопоставки продовольствия достигали 18 млрд долларов в год.

Автором Продовольственной программы стал курировавший в те годы сельское хозяйство Михаил Горбачев. Принятием программы власти признали, что ситуация на продовольственном рынке сложилась крайне негативная. Документ констатировал основные проблемы развития сельского хозяйства, и в ее рамках был предложен комплекс мер, направленных на преодоление кризиса. Производство пищевых продуктов предполагалось увеличить к 1990 году в 2,3-2,5 раза. Основное внимание при этом уделялось формированию и развитию агропромышленных комплексов, предусматривались меры по дальнейшей механизации, химизации, улучшению кормовой базы, использованию новых интенсивных технологий, также предлагалось всемерно внедрять материальное стимулирование колхозников. Было запланировано развитие и интенсификация земледелия и животноводства в Нечернозёмной полосе России, Поволжье и Урале. В значительной мере эффективность сельского хозяйства должны были повысить АПК. Продовольственная программа ориентировала на повсеместное улучшение условий труда и быта колхозников.

В некоторых республиках и регионах СССР были приняты местные продовольственные программы. В связи с внедрением Программы были внесены изменения в 11-й и затем 12-й пятилетние планы. По оценкам специалистов, в целом Программа не предусматривала каких либо революционных мер по преодолению застоя, и изменения были скорее косметические. Основные хозяйственные процессы оставались без изменения.

По данным официальной статистики, цели поставленные программой по ключевым показателям были выполнены. Так были достигнуты задачи увеличить потребление: мяса и мясопродуктов в расчёте на душу населения с 58 кг в 1980 году до 70 кг в 1990 году; молока и молочных продуктов - с 314 до 330 кг; яиц - с 239 до 265 штук.

Но экономисты ставят под сомнение результаты, упоминая экономический кризис, наступивший перед распадом СССР. Поставленные Продовольственной программой цели не были достигнуты. По мнению Гэйла Джонсона, 11-й и 12-й пятилетние планы в части продовольственных товаров были совершенно нереалистичными. Даже благоприятные погодные условия периода 12-й пятилетки не спасли ситуацию, и сохранение уже достигнутых результатов было бы успехом для народного хозяйства СССР.

Вот что писал Егор Гайдар о ситуации на продовольственном рынке в 1992 году, когда он сам работал в российском правительстве: «Зерновой баланс не сходился. В записке председатель Комитета по хлебопродуктам Л. С. Чешинский сообщал первому заместителю председателя правительства РФ Г. Э. Бурбулису: "Фактические закупки зерна в России составили немногим более половины первоначально планировавшихся объемов продажи хлеба государству -- закуплено 22,5 млн тонн (при среднегодовых закупках за последние 10 лет 35 млн тонн)... Таким образом, во втором полугодии 1991 года баланс зерна по сравнению с предыдущими годами снизился на 13,5 млн тонн... В первом квартале 1992 года положение еще более ухудшается в связи с низкими остатками зерна и неудовлетворительным поступлением его по импорту. Так, в январе-феврале должно было поступить 4,2 млн тонн зерна при расходе за эти месяцы 7,2 млн тонн"47. Поставки зерна по импорту были важны. Ключевым вопросом стала оплата не зерна (на это денег не было, здесь Россия зависела от того, предоставят нам кредиты или нет), а фрахта судов, которые привезут зерно. Именно это в конце 1991 года было критическим».

Борис Ельцин в своей книге «Исповедь на заданную тему» вот как описывает ситуацию с продовольствием в Москве в период своей работы главой городской парторганизации: «Один за другим случаи на мясокомбинате - забой уже умерших животных, взятки, воровство. А покрывает первый секретарь райкома. Результат - обсуждение на бюро горкома. Узнаю: в магазин завезли телятину, - иду и встаю в очередь; первые месяцы меня еще в лицо не так хорошо знали. Доходит очередь до меня говорю: "Мне килограмм телятины". Отвечают: "Говядина есть, телятины нет". - "Неправда, пригласите директора". Кое-кто начал понимать, поднялся шум. Настоял на осмотре подсобки, а там телятина в отдельной комнате, и ее уже куда-то через окно выгружают. Шум, гам, руководство сняли. В заводской столовой: "Почему нет моркови?" - "Не завезли". Проверяем вместе с руководством завода. Привезли и куда-то в этот же день увезли. Рассказывают грузчики, документов нет. Шито-крыто. Продовольственный магазин, в кабинете директора несколько свертков с деликатесами. "Кому?" - "По заказам". - "Может заказать каждый?" Молчание. Тогда с директором начинаем разбираться. Вынуждена признаться, что заказы распределяются райисполкому, МИДу, райкому партии, городским ведомствам и т. д., все разные и по весу, и по ассортименту, и по качеству. Посмотрел общий баланс по городу ряда деликатесных продуктов. Странно. По каждому наименованию на несколько тысяч тонн привозят больше, чем съедают с учетом официальной "усушки-утруски". Систему никто не раскрывает. И тут повезло. Уже знали, что я часто хожу по магазинам, торгам, базам. Знали, чем я интересуюсь. Но, видимо, боялись. А тут выхожу из магазина, иду пешком, догоняет молодая женщина, говорит: "Мне надо вам рассказать что-то архиважное". Тут же назначил ей день, час встречи в горкоме. До сих пор не могу вспоминать без чувства возмущения ее рассказ о системе взяток, подачек. Ее только втянули, и она не выдержала. Поразительно все продумано. Продавец "должен" обсчитать покупателя и дать определенную сумму в сутки материально ответственному лицу, тот - часть себе, часть руководству магазина. Дальше - общий дележ по руководству снизу доверху, а если едешь на базу - там своя такса. Каждый знает двух-трех лиц, с кем связан. Есть еще и оптовая, крупная система взяток».

Читайте статью «Кризис нерыночной экономики. Точка зрения экономиста» на портале «Твоя история».

90-е, застой, Михаил Горбачёв, перестройка, экономика, памятная дата, распад СССР, демократия, события, телевидение, 80-е, законодательство, Леонид Брежнев, Егор Гайдар, видео недели, СССР, Москва, Борис Ельцин

Previous post Next post
Up