23 мая 1989 года скончался выдающийся театральный режиссер Георгий Товстоногов.
Родился он в 1915 году, по одним данным в Тифлисе, по другим - в Санкт-Петербурге. Его сестра Натела говорила, что семья жила на Фурштатской улице, отец - русский, потомственный дворянин Александр Андреевич Толстоногов, работавший в должности инженера-железнодорожника, мать - грузинка Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся в Санкт-Петербургской консерватории. Лишь в 1919 году семья, по свидетельству Нателы Товстоноговой, переселилась в Тифлис.
Еще школьником Товстоногов много времени проводил в театре, где работал его дядя. По окончании школы поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец заведовал кафедрой, однако быстро ушел оттуда, отдав предпочтение театру.
Сценическую деятельность Георгий Александрович начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе. В этом театре в 1933 году он поставил свой первый спектакль - «Предложение» по Антону Чехову. В том же году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. Чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриентов, в документах прибавил себе два года, - и на протяжении всей дальнейшей его жизни официально годом рождения Товстоногова считался 1913-й, от этого года отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их дважды - официально и неофициально. Во время учебы Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль.
Его отца репрессировали в 1937 году, а самого Георгия Александровича отчислили из ГИТИСа, как «сына врага народа». Спустя несколько месяцев он был восстановлен в учебном заведении, а по его окончании начал работу в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. Кроме того, в 24 года он стал преподавателем Тбилисского театрального института Акакий Хорава.
В 1946 году Товстоногов переезжает в Москву, где становится художественным руководителем Гастрольного реалистического театра и режиссёром Центрального детского театра. Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Уже в 1949 году он переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году - главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Но наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, поставленного Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, как в стране, так и за рубежом, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС, - этот спектакль, позже удостоенный Ленинской премии, сыграл важную роль в новом назначении режиссёра.
Следующим и самым знаковым местом работы Товстоногова стал находившийся тогда в кризисе Большого драматического театра (БДТ), носивший тогда имя Максима Горького. С 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра, в сезоне 1953-1954 года в БДТ вообще работал без главного режиссёра, управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне низкой посещаемости образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием. Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут. Собственно, Георгий Александрович не сразу согласился возглавить театр и согласился лишь по настоянию партийных органов, причем, он попросил для себя максимально широких полномочий. Объявив свою программу, новый художественный руководитель, с благословения руководящих инстанций, уволил примерно треть труппы - более 30 актёров.
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его «первой сценой страны». В истории театра эту эпоху называли «золотой». Тогда на сцену театра выходили Нина Ольхина, Людмила Макарова, Эмма Попова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова, Наталья Тенякова. Что же касается мужской части труппы, то здесь перечень «звёзд» мог бы оказаться бесконечным: уже в 60-х годах рядом с многоопытными Виталием Полицеймако, Евгением Лебедевым, Ефимом Копеляном и Владиславом Стржельчиком прославились молодые Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер.
Георгий Товстоногов возглавлял Большой драматический тридцать три года. За это время он поставил множество спектаклей, например, «Пять вечеров», «Горе от ума», «Три сестры», «Идиот», «Гибель эскадры», «Мещане», «История лошади», «Тихий Дон», «Дядя Ваня» и другие.
В 1966 году подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Леонида Брежнева о недопустимости частичной или косвенной реабилитации Сталина и о необходимости предания гласности фактов «совершённых им преступлений».
С шестидесятых годов Георгий Александрович заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960 года), написал две важные для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества - «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей». Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений деятелей режиссуры. Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.
23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и больше не тронулась с места - Товстоногов умер от сердечного приступа. Был похоронен в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Большому драматическому театру в 1992 году было присвоено имя Георгия Товстоногова.