13 апреля 1990 года было опубликовано громкое сообщение ТАСС признающее ответственность НКВД за трагедию в Катынском лесу.
Еще в феврале заведующий Международным отделом ЦК КПСС Валентин Фалин направил на имя М. С. Горбачёва записку, в которой сообщил о новых архивных находках, касающихся трагедии в Катыни. Он указывал, что опубликование таких материалов полностью подорвёт официальную позицию советского правительства (о «недоказанности» и «отсутствии документов») и рекомендовал срочно определиться с новой позицией. В связи с этим предлагалось сообщить польскому лидеру Войцеху Ярузельскому, что прямых свидетельств, позволяющих назвать точное время и конкретных виновников катынской трагедии, не найдено, но «на основании означенных индиций можно сделать вывод о том, что гибель польских офицеров в районе Катыни - дело рук НКВД и персонально Берия и Меркулова».
И как раз во время визита Ярузельского в Москву на лентах ТАСС появилось такое сообщение: «Выявленные архивные материалы в своей совокупности позволяют сделать вывод о непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных. Советская сторона, выражая глубокое сожаление в связи с катынской трагедией, заявляет, что она представляет одно из тяжких преступлений сталинизма».
Михаил Горбачёв передал польским властям обнаруженные этапные списки НКВД из Козельска, из Осташкова и из Старобельска. Вслед за тем, Главная военная прокуратура СССР начала расследование по факту катынского убийства.