7 февраля 1996 года скончалась Лидия Чуковская. Дочь известного писателя Корнея Ивановича сама была известным литератором и поэтом. В историю она вошла и в качестве правозащитника, неоднократно публично выступавшая в поддержку Иосифа Бродского, Александра Солженицына, Андрея Синявского и Юлия Даниэля.
Родилась она в 1907 году в Санкт-Петербурге в семье Корнея Чуковского и Марии Гольдфельд. В литературе она известна, как автор повести «Софья Петровна» (за рубежом произведение было опубликовано под названием «Опустелый дом»). Героиня первой повести - простая женщина, не способная понять природу окружающего её террора, - после ареста сына постепенно сходит с ума. «Софья Петровна» - единственное из известных на сей день прозаических литературных произведений, посвящённых событиям 1937-1938 годов, которое написано непосредственно по следам этих событий.
Кроме того, под псевдонимом Алексей Углов Чуковская опубликовала книги для детей «Ленинград - Одесса», «На Волге», «Повесть о Тарасе Шевченко». Стихи Чуковской, которые она писала всю жизнь, собраны в книге «По эту сторону смерти». Перу Лидии Корнеевны принадлежат также такие произведения, как «История одного восстания», «Н. Н. Миклухо-Маклай», «Декабристы, исследователи Сибири», «Борис Житков», «В лаборатории редактора», «Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском».
В 1926 году Чуковская была арестована по обвинению в составлении антисоветской листовки, хотя на самом деле к ее появлению никакого отношения не имела. Воззвание было составлено ее подругой, но на пишущей машинке Лидии Корнеевны. Литератор была сослана в Саратов, где благодаря хлопотам отца провела только одиннадцать месяцев. Во время саратовской ссылки Чуковская, по собственным воспоминаниям, заняла принципиальную позицию в конфликте с властями, отказавшись от публичного покаяния и держась вместе с политическими ссыльными.
После окончания университета Лидия Корнеевна несколько лет работала редактором в редакции детской литературы Госиздата, которую возглавлял Самуил Маршак. В 1937 году редакция ленинградского Детиздата была разгромлена и прекратила своё существование. Некоторые сотрудники, в том числе Чуковская, были уволены, другие, как например, Тамара Габбе - арестованы.
В 1929 году Чуковская вышла замуж за историка литературы Цезаря Вольпе. В этом браке родилась дочь - Елена Цезаревна Чуковская, которую дома называли Люшей. Она стала хранительницей музея Чуковского в Переделкино, а также продолжателем дела своей матери, оказывавшей помощь преследуемым по политическим мотивам.
Брак с Вольпе распался в 1934 году. Вторым мужем Чуковской был физик Матвей Бронштейн. Его арестовали в 1937 году, а через год приговорили к смертной казни и привели ее в исполнение. Корней Чуковский потратил много сил, чтобы выяснить судьбу зятя и помочь ему, однако о приговоре и расстреле ему стало известно только в 1939 году.
Самой Чуковской, выехавшей в то время с дочерью из Ленинграда на Украину, удалось избежать ареста буквально чудом, поскольку все документы органами государственной безопасности уже были составлены.
В 60-х годах Лидия Корнеевна выступала в защиту преследуемых властью деятелей культуры. Известно, в частности, ее письмо Михаилу Шолохову в связи с выступлением писателя на ХХIII съезде КПСС. Оно было посвящено словам Шолохова о мягкости приговора Синявскому и Даниэлю. Вот какие слова в конце послания написала Лидия Корнеевна: «А литература сама Вам отомстит за себя, как мстит она всем, кто отступает от налагаемого ею трудного долга. Она приговорит Вас к высшей мере наказания, существующей для художника, - к творческому бесплодию. И никакие почести, деньги, отечественные и международные премии не отвратят этот приговор от Вашей головы». И действительно, после 1966 года никакие новые литературные труды автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» так и не появились. Также сбылось предсказание Чуковской о том, что «Ваша позорная речь не будет забыта историей».
Письмо Чуковской «Не казнь, но мысль. Но слово» было посвящено 15-летию со дня смерти Сталина. Вот цитата из него: «По какому это прейскуранту могут быть оплачены Норильск и Потьма, Караганда и Магадан, подвалы Лубянки и Шпалерной? Как и чем оплатить муки и гибель каждого из невинных - а их были миллионы! - почем с головы? И кто имеет право сказать: счет оплачен? Пожалуй, уж лучше бы нам не браться за счеты! Оплатить такой счет - это вообще никому не под силу по той простой причине, что человечество не научилось воскрешать мертвых».
В 1973 году появляется письмо «Гнев народа», начинающиеся словами: «Москва. 1958. 1 ноября. Пастернак только что получил Нобелевскую премию по литературе. Писатели исключили его из Союза. На страницы газет хлынули письма трудящихся. "Правильное решение". "Лягушка в болоте". Экскаваторщики, нефтяники, инженеры, учителя, слесаря». Надо отметить, что первыми Пастернака с Нобелевской премией по литературе поздравил Корней Чуковский, пришедший к соседу по даче со своей внучкой Люшей. Во время травли писателю именно семья Чуковских оказывала наибольшую поддержку.
Солженицыну было посвящено письмо «Прорыв немоты». Вот его начало: «Я полагаю, что выход в свет в 1973 году новой книги Солженицына "Архипелаг ГУЛаг" - событие огромное. По неизмеримости последствий его можно сопоставить только с событием 1953 года - смертью Сталина. В наших газетах Солженицына объявили предателем. Он и в самом деле предал - не родину, разумеется, за которую он честно сражался, и не народ, которому приносит честь своим творчеством и своею жизнью, а Государственное Управление Лагерей - ГУЛаг - предал гласности историю гибели миллионов, рассказал с конкретными фактами, свидетельствами и биографиями в руках историю, которую обязан знать наизусть каждый, но которую власть по непостижимым причинам изо всех сил пытается предать забвению».
Это письмо появилось в феврале 1974 года уже после решения об исключении Лидии Чуковской из Союза писателей и наложение запрета на ее публикации. Запрет был снят только в 1989 году, а восстановлению в Союзе писателей состоялось только в 1989-м. Этим событиям посвящена книга Лидии Чуковской «Процесс исключения. Очерк литературных нравов», которая впервые была издана в 1979 году в Париже.
Наиболее значительным произведением Лидии Чуковской являются «Записки об Анне Ахматовой» - записи об общении с русской поэтессой, которые Чуковская вела на протяжении многих лет. С Ахматовой она стала близко общаться с 1938 года, в 1965 году по просьбе Ахматовой занималась составлением последнего при жизни поэтессы сборника её стихов.