Click to view
16 декабря 2009 года скончался экономист, политик, и.о. председателя правительства России в начале 90-х годов, один из авторов российских экономических реформ Егор Гайдар.
Одним из его монументальных трудов является книга «Гибель империи», которая была экранизирована телеканалом НТВ.
На презентации книги в Высшей Школе Экономики в 2006 году Гайдар, в частности, рассказал о своем взгляде на распад СССР, состоявшийся 25 лет назад:
«Дата краха Советского союза для меня ясна. Это не август 1991 года, и не декабрь 1991. Это 13 сентября 1985 года, когда министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии, шейх Ямани объявил, что Саудовская Аравия радикально меняет свою нефтяную политику, перестает сдерживать добычу, и будет стремиться восстановить свою долю на нефтяном рынке».
«Но уйти от ответа на простой вопрос: где взять валюту, чтобы закупить 40 миллионов тонн зернового импорта - невозможно. Советское руководство надеется, что высокие цены на нефть еще вернуться, что период низких цен скоро уйдет в прошлое, забудется, как ночной кошмар. Ждать возврата к аномально высоким ценам на нефть пришлось 17 лет».
«Советские руководители, конечно, не были интеллектуалами, но то, что они пришли к власти в результате революционного процесса, начатого продовольственными беспорядками в Петрограде, помнили. Повторение подобного всегда было для них навязчивым кошмаром».
«В это время СССР просит уже не только о политически мотивированных кредитах, но и о срочной гуманитарной помощи».
«Горбачев не может распустить империю и сохранить власть. Вся советская элита категорически против этой идеи. Он не может сохранить империю, не применяя в массовых масштабах насилие. Он не может надеяться получить 100 миллиардов долларов, о которых все время говорит с Западными лидерами, если встанет на путь применения силы против тех, кто противостоит режиму. Не может сохранить власть, если не получит 100 миллиардов долларов политически мотивированных кредитов. Из этого порочного круга нет выхода».
«Да, конечно, есть люди, которые еще думают, что Горбачев не готов использовать силу для сохранения империи, потому что он «слабак». Когда они возьмутся за дело, то всем быстро покажут, кто хозяин в доме. Это прелюдия ГКЧП».
«Все страны, которые называли себя империями в начале ХХ века, к концу ХХ века перестали существовать. У процесса их распада были фундаментальные, социально-экономические и политические причины».
А вот как эпоху рыночных реформы в России оценивает автор польского экономического чуда Лешек Бальцерович: «Я бы сказал, что в России было труднее, чем в Польше, и причина этого - в политике. В России было больше политических конфликтов, которые осложняли функционирование правительства. Мне кажется, у Егора Гайдара было меньше времени, он был более ограничен в возможностях. Потому я не согласен с таким популярным высказыванием, что в Польше была шоковая терапия, а в России - шок без терапии. Мне кажется, мы сделали больше в Польше, чем было возможно в России, потому что у нас была чуть более благоприятной политическая обстановка».
Страница к 60-летию Егора Гайдара на портале «Твоя история»