Click to view
4 октября 1993 года в районе трех часов утра президент Борис Ельцин принял решение о штурме Белого дома. По плану военных, он должен был начаться в семь утра. Министр обороны Павел Грачев потребовал от президента отдать приказ в письменном виде, такой приказ был отдан.
На основании этого приказа Грачев отдал приказ № 081 от 4 октября 1993 года, которым командование воинскими частями и другими подразделениями при обеспечении режима чрезвычайного положения в Москве и восстановлении правопорядка было возложено на заместителя министра обороны Российской Федерации генерал-полковника Георгия Кондратьева. Ему же было приказано к 9 часам 4 октября 1993 года разработать план операции и поставить боевые задачи воинским частям и другим подразделениям, привлекавшимся для её проведения. В Москву прибыли танки Таманской дивизии. Всего в штурме участвовали около 1700 человек, 10 танков и 20 бронетранспортёров.
В пять утра Ельцин издал Указ № 1578 «О безотлагательных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в Москве». Позже он заявил в телеобращении к россиянам: «Происходящие события в Москве - это запланированный переворот. Вооружённый мятеж обречён. В Москву входят войска, я прошу москвичей морально поддержать их. Генеральная прокуратура получила указание возбудить уголовные дела против преступников. Вооружённый мятеж будет подавлен в кратчайшие сроки».
После телеобращения, в 9 часов 20 минут, расположенные на Калининском (Новоарбатском) мосту танки начали обстрел верхних этажей здания Верховного Совета. Александр Руцкой заявлял о том, что били боевыми зарядами, от которых здание Белого дома загорелось, военные же утверждали, что снаряды не были боевыми. За стрельбой из танки собралась наблюдать толпа зевак, очевидцы говорят, что среди них было много женщин и детей.
Командир одного из полков Таманской дивизии, обратил внимание журналистов на то, что на автостоянке между мэрией и Белым домом подростки-мародёры вскрывают машины, некоторые из которых угоняют, а с других снимают аккумуляторы, колеса и другие детали. Кроме того, из-за плохой организации работы милиции на этот же пятачок проникает молодёжь, которая стремится завладеть оружием, оставленным убитыми и ранеными или просто брошенным. Одновременно участники событий говорят, что вокруг Белого дома работали снайперы, стрелявшие фактически по всем без разбора.
В 15 часов отрядам специального назначения «Альфа» и «Вымпел» было приказано взять Белый дом штурмом. Командиры обеих спецгрупп перед тем, как выполнить приказ, попытались договориться с руководителями Верховного Совета о мирной сдаче. «Альфа», пообещав защитникам Дома Советов безопасность, сумела к 17 часам уговорить их сдаться. Через час лидеры мятежников Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов, Альберт Макашов были арестованы, после чего на автобусе в сопровождении десантников и офицеров службы безопасности президента России доставлены в следственный изолятор в Лефортово.
Сразу после сдачи Дома советов группы его защитников стали пытаться пробиться через кордоны милиции и внутренних войск из центра к окраинам города. Одна из таких групп предприняла попытку прорыва в районе станции метро «Улица 1905 года». Ими был открыт автоматный огонь по зданию издательско-полиграфического комплекса «Московская правда». В результате в редакциях газет «Московская правда», «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва» и «Подмосковные известия» были выбиты стекла. Журналистам пришлось покинуть редакционные кабинеты и лечь на пол в коридорах. Некоторое время спустя бойцы ОМОН, пробравшись под огнем в здание, установили на крыше пулемет и открыли ответный огонь на поражение. Около 18.00 атака была отбита и бой переместился в сторону Звенигородского шоссе и Ваганьковского кладбища, где перестрелка продолжилась. Вскоре нападавшие были вынуждены отступить, бросив убитых и раненых.