Click to view
21 мая 1968 года на экраны страны вышел фильм Георгия Натансона «Еще раз про любовь». Сценарий к картине написал молодой драматург Эдвард Радзинский. Назывался он «104 страницы про любовь», что было обусловлено влиянием на сценарий событий катастрофы самолета ТУ-104 в 1958 году. Командир экипажа Гарольд Кузнецов был влюблен в стюардессу, но до самой катастрофы не находит взаимности.
Фильм появился благодаря популярности появившегося на сцене «Ленкома» в 1964 году спектаклю Анатолия Эфроса, где главную роль сыграла актриса Ольга Яковлева. Постановка оказалась очень успешной, пьеса тут же разошлась по разным театрам. Она шла с огромным успехом более чем в 120 театрах в нашей стране и за рубежом. В Ленинграде пьеса шла под названием «Ещё раз про любовь» и принесла автору заслуженную известность. Вскоре пьеса была поставлена Георгием Товстоноговым в Ленинградском БДТ с Татьяной Дорониной в главной роли.
Идея снять фильм принадлежала Эдварду Радзинскому. Режиссер Натансон сразу решил, что роль Наташи сыграет Татьяна Доронина. На роль Электрона Евдокимова пробовался Владимир Высоцкий, которому пришлось делать на заказ туфли с каблуком, потому что он был значительно ниже Дорониной. Однако актеры не подошли друг другу по темпераменту, поэтому режиссер принял решение отдать роль Евдокимова Александру Лазареву. Также в фильме снимались Олег Ефремов, Александр Ширвиндт, Зиновий Высоковский и другие.
Музыку к фильму написал композитор Александр Флярковский, а стихи Роберт Рождественский. Многим зрителям картина запомнилась романсом «Солнечный зайчик» в исполнении Татьяны Дорониной.
Фильм при всей его камерности насквозь пропитан неповторимой атмосферой 1960-х. Это - история любви на фоне общественных надежд, которые обещала «оттепель». Профессии влюблённых - стюардесса и учёный-физик - стали в те годы особенно важны и символизировали актуальные приметы времени: знаменитые споры между «физиками» и «лириками». Обе профессии находятся как бы на грани риска, одна требует женственности, красоты, милосердия, другая - мужественности, ума и таланта. Во многом работа Георгия Натансона была обречена на сравнение с вышедшей двумя годами раньше картиной Клода Лелуша «Мужчина и женщина» с неповторимым дуэтом Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяна и незабываемой музыкальной композицией Франсиса Лэя.
«Еще раз про любовь» получился одной из самой пронзительных лент в истории советского кино. Успех картины и ее героев был так велик, что люди стояли в очередях даже на улицах, а в кинотеатрах ставили нулевой ряд на все сеансы картины. Выход картины был по существу своеобразным вызовом официальному ханжеству и экранному пуританству, предубеждениям и условностям, которые были характерны для советского общества той поры.
Радзинский и Натансон фактически осуществили в СССР мягкую нравственную революцию, поместив героев в необычные для советского зрителя обстоятельства. Одна из самых сильных сцен фильма - в постели, самоотверженность женщины в чувствах, открытость их проявления и сам поступок героини - были правильно поняты далеко не всей мужской и женской частью советского общества, упрекавшей героиню в отсутствии морали.
Однако даже на кинофестивале в Колумбии фильм пришлось показывать вне конкурса, потому что советские чиновники от кинематографа всячески перестраховывались, боясь, что этой «антиморальной» лентой будет нанесён ущерб стране.
В 1968 году по итогам опроса журнала «Советский экран» Татьяне Дорониной присуждено звание «Лучшая актриса года» (за фильмы «Три тополя на Плющихе» и «Ещё раз про любовь»). Это звание присуждалось актрисе также в 1967 (за фильм «Старшая сестра») и 1973 годах (за фильм «Мачеха»).
В 2003 году режиссер Вера Сторожева сняла ремейк картины - фильм «Небо. Самолёт. Девушка.» с Ренатой Литвиновой в главной роли.