Click to view
28 апреля 1968 года на экраны страны вышла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Этот фильм стал одним из самых популярных в истории отечественного кино.
Сценарий картины, которая имела рабочее название «Контрабандисты», написал Яков Костюковский. Он прочитал заметку в издании «За рубежом» о швейцарских преступниках, перевозящих драгоценности в гипсе. Главная интрига фильма не имеет юридических оснований: граждане СССР имели право открыто ввозить в страну драгоценности, однако вывоз драгоценностей из государства, откуда их вывозят, является там противозаконным. Да и само по себе такое количество драгоценностей, как в фильме, и их происхождение вызвали бы неминуемый интерес со стороны милиции. Так что в этом смысле контрабанда (а это была именно контрабанда, так как ввоз осуществлялся тайно) в фильме имеет абсолютно логичное объяснение в канве сюжетной линии. Это же подтверждается побочной сюжетной линией - историей покупки шефом контрабандистов автомобиля.
Сценарий писался под Юрия Никулина, который сыграл главную роль. Его жена Татьяна сыграла роль экскурсовода, а сын Максим мальчика, который шел по воде. В роли Геши Козодоева режиссёр фильма Леонид Гайдай сначала видел Георгия Вицина, но рискнул и пригласил 27-летнего Андрея Миронова - в то время он считался в кинематографических кругах представителем «золотой молодёжи». На роль главного бандита-контрабандиста Лелика пробовались Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Худсовет выбрал Папанова. В первоначальном сценарии Геша и Лёлик носили клички Граф и Механик. На роль контрабандиста-аптекаря пробовались Спартак Мишулин и Леонид Каневский. Роль соблазнительницы Анны Сергеевны была сначала предложена Кларе Лучко, но та, прислав соответствующие фото на кинопробы, все же отказалась сниматься из-за занятости в другой картине. Кандидатура Светланы Светличной с трудом, но прошла.
Также в фильме были заняты Нонна Мордюкова, жена Леонида Гайдая Нина Гребешкова, Игорь Ясулович, Георгий Светлани. Сам режиссер сыграл роль алкоголика, однако озвучивал его Георгий Вицин.
Съемки проходила в Баку и Сочи, а сцена в ресторане «Плакучая ива» снималась на «Мосфильме». Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист, работник журнала «Огонёк» Леонид Плешаков. Сцены лесной погони Геши и Лёлика за Горбунковым снимались в Павловской Слободе.
В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
«Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля - тарабарщина, придуманная Каневским и Гайдаем. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. Слово «тайбишлак» - достаточно распространенная фамилия, как и само слово «мордюк». А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анны Березиной. Выражение «Хам дуралля» ясно напоминает распространенное на Востоке арабское выражение альхам-дулилла, примерно соответствующее русскому «слава богу!», для русского уха звучащее как «хам» и «дуралей».
К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл цензуру. Требования худсовета были следующие: сделать менее пассивной роль милиции, сократить эпизод в ресторане с чествованием шефа контрабандистов, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле - социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдома Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу».
Цензуре не понравились также сцены с проститутками, пьянства главного героя, безалаберность таможенников. Чтобы сохранить фильм в первозданном виде, режиссёр Леонид Гайдай пошел на трюк, он добавил в конце фильма ядерный взрыв на море и заявил комиссии Госкино, что согласен удалять любые сцены, кроме этой. На вопрос о необходимости взрыва он ответил: «Неужели вы забыли о сложнейшей международной обстановке? Империализм размахивает ядерной дубиной!» Комиссия согласилась сохранить фильм без иных купюр, но только если будет убран взрыв, на что режиссёр и рассчитывал.
Гонорар Гайдая за фильм составил 6949 рублей, Юрия Никулина - 5188, Анатолия Папанова - 2288, Андрея Миронова - 1920, Нонны Мордюковой - 1521, а Светланы Светличной - всего 346 рублей.