8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали

Jul 08, 2014 12:31




8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали. Так БАМ стал всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На съезде ВЛКСМ был даже создан ее специальный штаб под руководством известного позже питерского предпринимателя Дмитрия Филиппова.

БАМ - железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет - Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северо-Муйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году. Протяженность магистрали, являющегося восточной частью советского проекта Великого Северного железнодорожного пути, - 4287 километров. Располагается БАМ севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

После решений 1974 года строительство БАМа пошло активнее. Уже через три года была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам - Тында, а чуть позже линия Тында - Беркакит. В 1984 году состоялась встреча западной и восточной бригад строителей БАМа в посёлке Куанда; уложено последнее, «золотое» звено; обе части дороги соединены в единое целое. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд руб., таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. По утверждению экономиста Егора Гайдара, затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось. Объем перевозок на сегодняшний день - 12 млн. тонн в год и 12 млн. пассажиров. При таких объемах эксплуатация дороги является нерентабельной.

Когда БАМ был объявлен комсомольской стройкой, юные острословы придумали новую расшифровку аббревиатуры «Брежнев Абманывает Молодежь».

Глава комсомольского штаба по строительству БАМа Дмитрий Филиппов бы убит в подъезде собственного дома во время криминальных войн в Санкт-Петербурге.

Читайте статью «БАМ - последняя стройка социализма» на портале «Твоя история».

Егор Гайдар, Сибирь, СССР, БАМ, экономика, промышленность

Previous post Next post
Up