Ведьма в искусстве

Jun 18, 2016 21:27

Если попросить ребенка нарисовать ведьму, есть вероятность, что он, скорее всего, изобразит что-то знакомое: вероятно, колдунья с крючковатым носом, в остроконечной шляпе, летящая верхом на метле или помешивающая зелье в котле. Но откуда пришел этот образ?
Ведьмы имеют долгую и поразительно сложную историю. Их предшественники появляются в Ветхом Завете, колдунья из Аэндора, вызвавшая по просьбе царя Саула дух покойного пророка Самуила для предсказания судьбы. Одной из первых ведьм может считается и Лилит - первая жена Адама, превратившаяся в приведение, терзающее по ночам мужчин и убивающее младенцев. В греческой мифологии есть Цирцея, волшебница, превратившая попутчиков Одиссея в свиней. Злой волшебницей стала и ее племянница Медея, возлюбленная аргонавта Ясона. Ведьмы неожиданно возникают в эпоху классической античности в виде крылатых гарпий, предвестниц несчастья, и похожих на сов "сикстов" - жутких летучих тварей, питающихся кровью и плотью задушенных младенцев. Таким образом, античный мир породил бесчисленное множество персонажей, которые в последующие века будут ассоциироваться с ведьмами.
Тем не менее, до начала эпохи Возрождения, современный образ ведьмы не был сформирован. В этой эпохе появился один человек, который больше чем кто бы то ни было сделал для формирования современного образа ведьм - немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер. У Дюрера есть две весьма выразительные гравюры, о которых можно сказать, что именно благодаря им создался двойной стереотип, навсегда определивший внешность ведьм. С одной стороны, ведьма может быть такой, какой она изображена на гравюре «Четыре ведьмы», созданной живописцем в 1497 году: молодой и настолько изящной, что ее физические прелести способны увлекать мужчин. С другой стороны, ведьма может быть такой, как на гравюре, созданной Дюрером в 1500 году, - «Ведьма, скачущая задом наперед на козле»: старой и отвратительной. Впрочем, отличить их от обычных женщин практически невозможно. Ну голая, ну с метлой - мало ли таких?


Дюрер, Четыре ведьмы, 1497г.



Дюрер, Ведьма, скачущая задом наперед на козле, 1500г.

Пример образа ведьмы второго типа можно увидеть на чрезвычайно интересной гравюре, созданной итальянским живописцем в 1520 году и известной как «Lo Stregozzo» (Шествие ведьмы). На этой гравюре изображена скачущая на причудливом и ужасном скелете злобная колдунья с открытым ртом, с развевающимися по ветру волосами и иссохшей, обвисшей грудью, обхватившая руками дымящуюся кастрюлю (или котелок). Она правой рукой выхватывает за голову из кучи детей, сваленных у ее ног, одного из младенцев.


Маркантонио, Шествие ведьмы, 1520г.

В 1565 году Брейгель впервые изображает котел на огне. С тех пор ведьма и котел неразлучны. Этот образ закрепили в своих картинах Давид Тенирс-младший, Франс Франкен-младший и Корнелис Сафтлевен. Последний считается едва ли не самым плодовитым специалистом по нечистой силе в голландской живописи.


К XVIII веку ведьмы перестали восприниматься как угроза обществу. Вместо этого они стали рассматриваться как суеверные фантазии крестьян. Тем не менее, это не помешало великим художникам, таким как Гойя, изображать на своих картинах ведьм. Офорты Гойя до сих пор считаются одними из самых выразительных изображений колдуний, которые когда-либо были созданы. Офорт 68 из серии «Los Caprichos» особенно запоминающийся: высохшая ведьма учит привлекательную молодую колдунью летать на метле. Обе ведьмы обнажены и офорт, конечно, подразумевает, что это что-то непристойное: по-испански «volar» (летать) имеет сленговое значение «испытывать оргазм».


Гойя, Офорт 68, XVIIIв.

Примерно в то же время среди художников, работающих в Англии, модным стало изображать сцены колдовство в театральных постановках. Например, Генри Фюссли, художник швейцарского происхождения, создал несколько версий знаменитой сцены на пустоши, которая рассказывает о первой встрече Макбета с тремя ведьмами (Пьеса Уильяма Шекспира «Макбет»).


Генри Фюссли, Макбет, XVIIIв.

В настоящее время сцены колдовства не столь популярны. Не хватает той особой творческий силы, которая в более ранние века одушевляла жанр. Образ ведьмы переделан в образ зловещей прелестницы - роковой женщины.


Симпатичная ведьмочка Хеллоуина - нынешний образ ведьмы



Поль Дельво, Ночной визит, 1938г.


Франц Хальс, Малле-Бабё или Гарлемская ведьма, XVIIв.


Сальватор Роза, Ведьмы со своими заклинаниями, 1646г.


Джон Уильям Уотерхаус, Магический круг, 1886г.


Н.Бессонов, Ведьмина кухня, 1991г.


Уильям Блейк, The Whore of Babylon, 1809г.

тематические подборки

Previous post Next post
Up