Кондитерское товарищество "А.И.Абрикосова Сыновья"

Apr 15, 2018 22:45

В 1880 году учреждается фабрично-торговое товарищество на паях «А.И. Абрикосова Сыновья», в состав которого входят кроме Алексея Ивановича Абрикосова пять его сыновей: Николай, Иван, Владимир, Георгий, Алексей. Первоначальный капитал товарищества составил 2 млн. рублей, устав был утвержден 25 апреля 1880 года.Это была одна из самых больших кондитерских компаний в РИ конца XIX - начала ХХ века. Возможно, лучшей фирмой по производству сладостей в стране. Когда руководство перешло в руки Ивана Алексеевича, он открыл первую в России розничную торговую сеть с фирменными магазинами в крупных городах России. В 1883 году кондитер приобрел чайное товарищество Поповых и для продвижения торговли поехал в Китай, где увидел интересную технологию: чайные деревья здесь сажали так, чтобы они были окружены другими растениями и могли впитывать их аромат. Так же поступил и он: посадил груши, абрикосы и персики в дубовой роще, что сделало начинку его конфет неповторимой.

Абрикосовы первыми в России создали технологию консервирования фруктов и овощей, освоили производство глазированных фруктов, конфет от кашля и зефира. Алексей Абрикосов первым в России выпустил в продажу товар, который сегодня называют «киндер-сюрпризом». В коробки с конфетами он придумал вкладывать открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики. Именно от этой фабрики Абрикосовых пошла традиция делать к Новому году шоколадных зайцев и дедов-морозов. Кроме изобретенной Абрикосовым небезызвестной карамели «Раковые шейки» там продавались «Утиный нос от кашля», мармелад «Лилипут» и «Царский», конфеты для балов и свадеб, кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, варенье, пастила разных сортов, причем особой популярностью пользовались яблочная и рябиновая.



Алексей Иванович Абрикосов фамилию получил от деда. Его звали Степан Николаев и он был крепостным у помещицы Левашевой. Дед имел талант к изготовлению сладостей, и помещица отправила его учиться в Москву. Там он смог собрать капитал и выкупить всю свою семью. Особенно ему удавалась абрикосовая пастила, и его звали "абрикосовый мастер". Его сын Иван в 1814 году продолжил дело отца. Иван Степанович всячески расширял ассортимент и старался выйти на новый уровень. Он отправил старшего сына Алексея в Практическую академию коммерческих наук, но столкнулся с финансовыми проблемами и не смог оплачивать образование сына. Алексей жалел об этом всю жизнь. Но надо было помочь отцу, поэтому пошел работать в лавку Гофмана, который торговал сахаром и был поставщиком его отца. Работал честно и настолько профессионально, что Гофман стал ему другом и очень помогал в дальнейшем. После смерти отца Алексей возглавил почти разоренное семейное дело. Очень помог кредит, который он получил под ручительство своего бывшего работодателя и друга Гофмана, а также удачная женитьба. Алексей Иванович женился на Агриппине Александровне Мусатовой, дочери московского парфюмерного и кондитерского фабриканта. Она принесла не только 5 тысяч рублей приданного, но также и покой и счастье в его жизнь. У них было 22 (!) ребенка, из которых 17 дожили до старости.

Алексей энергично взялся за дело и у него получилось. Первоначально он сосредоточился на качестве продукции, а также придумал несколько, как сейчас говорят, креативных вещей. Шоколадные зайцы и Деды Морозы в фольге - это именно его изобретение. Особо ему удавались карамели. На первых порах он лично сырье и контролировал весь процесс. Все оценили качество продукции - появились деньги, а значит возможность расширения. Если в конце 1830-х на Абрикосова работает 23 человека и оборот около 6 тыс рублей, то в 1871 годовое его производство составляет 445 тонн на сумму 275000 рублей, а в 1872 - уже 512 тонн на сумму 325000 рублей. В 1873 году на углу Большого и Малого Успенских переулков была построена фабрика, на которой работали 150 человек. Новаторская по всем параметрам, она выпускала все больше товара. Работа была престижной, потому что Абрикосов немало платил.

Алексей Иванович очень тщательно подошел к рекламе своей продукции. Он привлек своего зятя художника Федора Шемякина, и они разработали яркие и броские картинки в интересных упаковках. Разнообразные по форме, с оригинальными рисунками, металлические, картонные, деревянные, обтянутые бархатом коробки, стеклянные банки, бумажные этикетки и обертки не только помогали эффективной реализации- потребитель зачастую хранил их уже пустыми долгие годы. Скажу больше - сейчас некоторые из его упаковок - это предмет коллекционирования. Причем были и образовательные вещи - например была серия конфет, обернутая в фантики с изображением бабочек, при том под каждой бабочкой написано ее название на латыни. На Новый 1880 год в газетах Москвы появилось сообщение о том, что в одном абрикосовском магазине продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Обыватели, уже привыкшие к тому, что «шоколадный король» вечно что-нибудь придумывает, отправились проверить, так ли это на самом деле.



Кроме бизнеса Алексей Иванович занимался поддержкой образования и был меценатом. То, что мы знаем сейчас под названием Высшей Школы экономики, он поддерживал и развивал всю жизнь, став патриархом экономического образования в России. Во время Крымской войны Абрикосов делал пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 году вошёл в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.

Алексей Иванович из наград имел золотую медаль «За усердие» на Андреевской ленте, ордена Св. Анны и Св. Станислава 2-й степени, был причислен к сословию потомственных почётных граждан. От дворянства, кстати, отказался. Супруга много помогала простым людям, особенно рожавшим женщинам. Выступила инициатором открытия нескольких лечебниц, открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Она завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку до сих пор стоит.

В 1899 году товариществу «А.И. Абрикосова Сыновья», в третий раз победившему на Всероссийской художественно-промышленной выставке, присваивается почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества», с правом изображения на упаковке своих изделий соответствующего знака. В 1899 году обороты фирмы составляли около 1,5 млн рублей в год.

Товарищество заботилось о своих рабочих: для них строились общежития с отдельными комнатами для каждого, сотрудникам предоставляли бесплатное питание, скидки на изделия, подарки по праздникам, также они одни из первых ощутили всю прелесть электричества и «электротеатра». При фабрике были больница с врачом и фельдшером, храм и оркестр. Симферопольский филиал товарищества Абрикосова был оснащен двумя паровыми машинами и самым современным по тем временам оборудованием для упаковки продукции в жестяные емкости.



Фабрикант Алексей Абрикосов пригласил в свой цех упаковки профессиональных живописцев - артель из 30 человек возглавлял известный в ту пору художник Федор Шемякин. Известно, что к оформлению дореволюционных конфетных оберток приложили руку многие именитые живописцы, в том числе Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере. И все сколько-нибудь существенные события в общественно-политической жизни страны художники тут же отражали в конфетных обертках, кофейных банках, коробках из-под печенья и т. д. Так что приходится признать, что присутствующая в некоторых фантиках политизированность, столь характерная для советского периода, пришла к нам не с появлением большевиков, а гораздо раньше.
Портреты царствующих особ и символы императорской власти присутствовали на отечественных конфетных обертках еще в середине XIX века. Угодить государю старались многие кондитерские предприятия. Так, товарищество «А.И. Абрикосов и сыновья» в огромных объемах выпускало карамель «Царскую» с яркой желтой оберткой, на которой был изображен памятник императору Александру II. Не менее помпезную упаковку для «Царской» же карамели - с гербом, вензелями, скипетром, короной и прочими имперскими атрибутами - изготавливали мастера фабрик «С. Сиу и К» и харьковского купца Дмитрия Кромского. На обёртках конфет были нарисованы: загадки, поговорки, частушки, гороскопы, даже таблица умножения и азбука - для школьников.

«Абрикосовская» упаковка была настолько удивительна, что становилась предметом коллекционирования. Мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, конфет, печенья, мармелада; баночки для варенья и компотов. Разнообразные коробочки и коробки - металлические, жестяные, обтянутые бархатом, из лозы, картона и дерева, дешевые и дорогие, простые и изысканные. Сегодня одного взгляда на эту упаковку достаточно, чтобы понять, насколько грамотно Абрикосовы определяли «целевых потребителей» своей продукции.

Товарищество входило в тройку крупнейших российских кондитерских предприятий, наряду с «Эйнем», «Сиу и К».
Первый агрегат мощностью 12 лошадиных сил Абрикосов приобрел лишь в 1873 году, а до этого в его кондитерской мастерской все делалось вручную. Но спустя каких-то десять лет Абрикосов обошел своих конкурентов, доведя годовой оборот до фантастической суммы в 1,8 миллиона рублей, открыв несколько фабрик, сеть собственных магазинов и оптовых баз. Фирма Абрикосова открыла свое представительство в Лондоне.

После смерти Алексея Ивановича в 1904 года, сыновья и внуки продолжили дело. Реконструировали фабрику, прикупили еще несколько предприятий и создали настоящую империю. Стоимость годовой продукции товарищества в 1913 году составляло огромную цифру - 3.880.000 рублей. Товарищество имело сеть розничных магазинов в Москве: в Солодовниковском пассаже на Кузнецком, в Верхних торговых рядах (теперь ГУМ), на Тверской и Лубянке. Сладости от Абрикосовых можно купить на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону. Оптовые склады фирмы работали в обеих столицах, в Одессе, на Нижегородской ярмарке. Несколько заводов - в Москве, Симферополе.



В 1919 году кондитерская фабрика Абрикосова (как и прочие частные предприятия) была национализирована большевиками, а в 1922 переименована в фабрику имени П. Бабаева.

Источники:
Товарищество А.И.Абрикосова сыновей http://www.abrikosov-sons.ru
Товарищество А.И.Абрикосова сыновей http://szhaman.com/tovarishhestvo-a-i-abrikosova-synovej/

экон_бизнес, персоналии, ри_экономика, ри_предприниматели, росимперия, персона_ри, экономика

Previous post Next post
Up