Как граф Аракчеев возродился в товарище Сталине и снова умер

Mar 04, 2017 20:23

В конце 20-х годов в СССР в результате запрета свободной торговли и сталинского террора в деревне начался масштабный голод, который достиг пика многомиллионной смертности к зиме 1932-1933гг. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Казахстане, где погиб почти весь конфискованный у крестьян скот и на Украине. Не лучше было положение и на Дальнем Востоке, где население казачьих станиц после начала коллективизации и раскулачивания дружно эмигрировало в Китай и фактически процветало. Сбежали на родину и корейцы, которым при самодержавии было разрешено осваивать дальневосточные с/х угодья.

Из спецсправки Секретно-политического отдела ОГПУ о случаях голода в районах Дальневосточного края и Уральской области. 3 апреля 1933г. номер 277 Совершенно секретно.
'В Свободненском, Благовещенском и Завитинском районах Амурской обл. ДВК, в Челябинском, Усть-Уйском, Троицком, Камышловском, Багарякском, Бродокалмакском, Ярковском, Бердюжском, Ольховском, Сухоложском, Шадринском и др. районах Уральской обл. за последнее время наблюдаются острые продзатруднения. Троцкий район Уральской обл. В колхозе им. Сталина Михайловского сельсовета трупы павшего от сапа скота, залитые карболовым раствором, колхозниками-нацменами и русскими растаскиваются со скотомогильника и употребляются в пищу. В Суналинском колхозе 'Культура' ряд голодающих семей колхозников употребляют в пищу кошек и собак. Камышловский район Уралобласти. В с/х артели им. Калинина колхозники ходят на скотомогильник д. Луговой, вытаскивают из ям павших лошадей и употребляют их в пищу. Усть-Уйский район Уралобласти...
На почве продзатруднений среди части колхозников отмечаются резкие отрицательные настроения: 'Я 4 года работал в колхозе и ничего не заработал, имею сейчас 10 фунтов муки и больше ничего. Как жить дальше не знаю. Местные партийцы о нас не заботятся, так как они сидят сытые, разве мы нужны правительству, почему они не обращают внимания на наше тяжелое положение?'
'Дожили, приходится помирать с голоду, дети кричат 'хлеба', а где я им возьму? И, наверное, придется детей задавить и самой решить свою жизнь, ведь голодной смертью помирать тяжело'.
'Разве я думала, летом работала до упаду - ободранная, голая, босая, чтобы теперь сидеть без хлеба и с голоду пухнуть, ведь у меня их 7 чел. И все сидят и кричат: 'Дай хлеба', а как матери перенести? Пойду лягу под трактор, не могу я переносить эти страдания'...'
Начальник СПО ОГПУ Г. Молчанов Помощник начальника СПО ОГПУ Люшков Источник: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 42. Л. 113-116.

Кому - точно неизвестно - но пришла в голову идея создать на опустевших землях колхозы, в которых бы работали не строптивые крестьяне, а послушные солдаты. Видимо, этот кто-то что-то слышал про аракчеевские поселения. Поросшая мхом провальная идея царского сатрапа показалась сталинской власти своевременной и прогрессивной. Тут же начали строить грандиозные планы: за первый год на Дальний Восток планировалось переселить 10 тыс. семей красноармейцев.

Граф Аракчеев: - Молодцы, так держать!


Руководство страны, видимо не слишком надеясь только на высокую сознательность будущих добровольцев, установило для них довольно значительные льготы и привилегии. Красноармейским колхозам собирались бесплатно давать лес для возведения построек, им обещали лучшие и самые плодородные земли, ссуды в повышенном размере, а также первоочередное выделение тракторов и сельхозорудий. Кроме того, добровольцам обещали бесплатное снабжение хлебом в течение года и в течение трех лет - возможность приобретения дефицитных товаров. Вот только в реальности жизнь в красноармейских колхозах выглядела совсем по-иному. 16 декабря 1930 года ОГПУ направило руководству страны справку о переселении демобилизованных красноармейцев и их семей в Дальневосточный край, где говорилось: "...В ходе проводимого сейчас расселения с первых же дней выявились крупные недочеты. Отпущенные кредиты на новое строительство красноармейскими колхозами были получены лишь в конце строительного сезона. Причинами к этому послужило позднее разассигнование их для края, а краевые организации, в свою очередь, задержали разассигнование их между районами почти на два месяца. В результате ни один колхоз не смог своевременно заготовить нужное количество строительных материалов." "В некоторые колхозы для жилстроительства забрасываются десятками вагонов совершенно непригодные, гнилые стройматериалы. Астраханская МТС (Ханкайский район) получила от Дальлеса 20 вагонов лесоматериала. Из присланного материала 75% леса пригодно лишь на дрова. Но даже и этот "строительный материал" прибыл в МТС только в октябре, когда строительный сезон был уже упущен. В результате МТС не построила ни одной постройки."

Обманом оказались и все разговоры о выделении земли: "С наделением землей красноармейских колхозов, благодаря тому что краевым переселенческим управлением, как это выяснилось, были даны дутые, преувеличенные сведения о наличии свободных долей земли в колхозах, дело обстоит плохо, составленные планы по ряду районов нереальны."

"В результате отмеченных недочетов в части продовольственного снабжения, необеспеченности жилищами, отсутствия белья, обуви, а также в связи с агитацией а/с элемента фиксируются массовые выходы красноармейцев из колхозов и обратное возвращение их на родину. В числе возвращающихся обратно есть и члены ВКП(б), и комсомольцы. За время с 20 октября по 15 ноября, по имеющимся данным, из общего количества прибывших красноармейцев - 1733 чел.- уже уехало обратно 359 чел. Возвращающиеся обратно красноармейцы заявляют: "Нам командиры говорили, что на Дальнем Востоке всего много. В действительности же этого нет. И коммуны организованы плохо."

Итоги переселения красноармейцев на Дальний Восток в 1931 году, подведенные в докладной записке члена Центральной контрольной комиссии ВКП(б) Бориса Анисимовича Ройзенмана, составленной 7 января 1932 года, оказались плачевными:
"По данным НКЗема СССР и ПУР РККА, план вербовки по семи военным округам выполнен на 120%. Вместо 10 тыс. завербовано свыше 12 тыс. семей. Однако к 25 декабря, т. е. к моменту, когда основная масса завербованных должна уже быть на месте, количество отправленных составляет 6900 красноармейцев, т. е. 69% от плана и 57,5% от количества завербованных. Не выполнен план и в отношении членов семьи красноармейцев: вместо среднеплановой цифры 2,5 члена семьи на каждого колхозника-красноармейца процент отправленных членов семьи не превышает 0,9 (6249 чел.)."

Было очевидно, что эксперимент с вербовкой красноармейцев в колхозы на Дальнем Востоке оказался не слишком удачным. 28 февраля 1932 года ОГПУ, докладывая в очередной раз о положении в красноармейских колхозах, сообщало руководителям страны о разговорах переселенцев: "Нас обманули, чтобы мы сюда ехали, сказали, что здесь хорошо, всего достаточно. Мы бросили свои дома и поехали, а когда прибыли в этот край, то нам говорят, что мы здесь пропадем. Хорошо бы теперь вернуться назад, но у нас отобрали документы, без которых нам не уехать. Сейчас у нас кушать нечего: один хлеб. Как-нибудь до лета доживем, а там уедем (из разговора жен красноармейцев в коммуне им. РВС Черниговского района)."
"Вы нас мучаете, плохо кормите, заставляете работать в поле, где мы никогда не работали и не умеем работать. Те условия, которые имеются у вас, для нас не подходящи, мы в таких условиях жить не привыкли. Работать за палочки (запись трудодней) мы не будем, дайте нам денег. Я служил два года и за это время ничего не получал, так дайте мне возможность заработать сейчас. Нас вербовали сюда не для того, чтобы мы работали даром, нас обманули, и все равно от этого ничего хорошего не будет. Часть наших товарищей ушла, уйдут и остальные" (с.Ивановка того же района, красноармеец Демидов)."
"Здесь каторжный труд. Красноармейцев эксплуатируют по 18 час. в сутки, надо из колхоза уходить. Мы приехали сюда погибать, я написал письмо домой, чтобы прислали денег на обратный проезд" (Тамбовский район, красноармеец Сапов)."

Тем не менее 16 марта 1932 года Политбюро приняло решение "Об организации особого колхозного корпуса ОКДВА", где говорилось: "Утвердить формирование Особого колхозного корпуса на территории ОКДВА в составе: управления корпуса и корпусных частей (по особым штатам), трех стрелковых и одной кавалерийской дивизии общей численностью до 60 тыс. чел." Тем же решением вводились в действие и правила прохождения службы в этой особой части РККА: "Установить срок действительной военной службы для младшего начсостава и красноармейцев Колхозного корпуса - 4 года. К концу второго года службы красноармейцам, изъявившим согласие остаться по окончании службы в колхозах корпуса, разрешается перевезти к себе семьи." По окончании срока действительной военной службы по желанию большинства красноармейцев колхоза-батальона остаться в ДВК весь колхоз-батальон переводится на самостоятельное гражданское положение с передачей ему всего хозяйственного инвентаря, освоенных земель, построек и пр., а взамен его, если будет признано необходимым, формируется новый батальон-колхоз. В тех же случаях, когда желающих остаться в ДВК будет меньшинство бойцов колхоза-батальона, то для них отводятся освоенные земельные участки, жилье, хозяйственные постройки, необходимый инвентарь и имущество, обеспечивающее ведение колхозного хозяйства."

Очень скоро и власть, и военное командование убедились, что если печь пироги начинает сапожник, а тачать сапоги - пирожник, ничего хорошего из этого не выйдет. В 1936 году началось сворачивание ОКК. В апреле его переименовали в 20-й стрелковый корпус, а в мае командование приступило к передаче земель и угодий местным земельным органам для образования на них колхозов и совхозов. Красноармейские колхозы просуществовали несколько дольше. Но, судя по документам, большинство из них постоянно нуждалось в помощи, льготах и снижении планов по сравнению с соседними, обычными колхозами. А урожаев, которые собирали на тех же землях уничтоженные властью "кулаки", добиться так и не удалось. Ведь натравливание одной части народа на другую, как показывает исторический опыт, не приносит ничего, кроме больших проблем.

Когда партия большевиков сменила наименование и стала партией коммунистов, принципиально изменилось немногое. В послесталинские года армию также активно привлекали к решению продовольственной проблемы, а в каждой крупной части функционировали подсобные хозяйства, целые свинарники, где вместо боевой подготовки некоторые солдаты постигали науку увеличения привесов. Ближе к осени в стране начиналась "Битва за урожай" с участием войск, формированием так называемых "целинных батальонов" и шумной пропагандистской кампанией в прессе. Помогало это мало и власть была вынуждена ежегодно закупать за границей миллионы тонн зерна. Только с исчезновением власти коммунистов подобная практика прекратилась и сельским хозяйством, как и во всем мире, стали заниматься профессионалы. Кстати, говоря, неплохо занимаются: импорт зерна прекратился, а в крайние годы экспорт зерна в РФ впервые достиг столыпинских времен.



Источники:
Докладная записка Организационного отдела ПУ РККА начальнику ПУ РККА Гамарнику о результатах вербовки и переселения красноармейцев на Дальний Восток в 1931 г. 30 октября 1931 г.
http://istmat.info/node/37505
Спецсводка 9 ИНФО ОГПУ о перебоях в продовольственном снабжении городов и промрайонов. 15 мая 1930 г.
http://istmat.info/node/26797
Спецсправка Секретно-политического отдела ОГПУ о случаях голода в районах Дальневосточного края и Уральской области. 3 апреля 1933г. номер 277
http://istmat.info/node/38699
Статья "Об участии РККА в колхозном строительстве"
http://thenews.kz/2012/05/13/1094507.html

крест_колхоз, рег_дальвосток, экон_сельхоз, сталинщина, экономика, крестьяне, дурдом, экон_совок

Previous post Next post
Up