Капиталист Форд и его пролетариат

Dec 05, 2017 11:32


Генри Форд

Однажды щуплому Генри Форду, с трудом везшему доверху груженую тележку, один из инженеров крикнул: «Крепче упирайся пальцами ног, парень, и у тебя все получится!» Это было, когда он, едва обосновавшись в Детройте, устроился рабочим на судостроительный завод. Много лет спустя на портале своей знаменитой инженерной лаборатории Генри Форд велел выбить эти самые слова, брошенные тогда ему на ходу. Над ним смеялись, его боялись, ему завидовали, постоянно «вставляли палки в колеса», но его это мало волновало - он неуклонно шел с присущей ему настырностью к поставленной цели. Дважды попытки создать собственную компанию терпели неудачу. Успешной стала третья, ему было уже 40.

Форд построил свой первый автомобиль сам в личной мастерской. Для продвижения своей продукции Генри решил участвовать в гонках, что чуть не стоило ему жизни. После этого он разыскал бесстрашного велогонщика Барни Олдфилда, и тот выиграл несколько гонок подряд. На призовые Форд в 1903 году основал собственную компанию Ford Motor Company. Постоянное улучшение было ключевым фактором работы Форда. Каждый работник мог участвовать в развитии производства и предлагать, что и как можно делать эффективнее. Автоматизация всего, что только можно автоматизировать, стала конкурентным преимуществом компании. На предприятиях Форда ни один материал не обрабатывался от руки, ни один процесс не производился вручную. Именно Форд ввел в практику такие понятия, как запчасти и гарантийное обслуживание

1 апреля 1913 года Форд запустил конвейер. После появления конвейера на сборку автомобиля уходило 93 минуты, в то время как в других автомобильных компаниях это занимало полдня. После внедрения конвейерного производства Генри Форд сократил рабочий день до 8 часов, ввел шестидневную рабочую неделю и "плавающие" выходные. Он хотел, чтобы его рабочие могли стать его же клиентами и добился своего. Форд ввел на своих предприятиях самые высокие ставки по отрасли, рабочий зарабатывал 5 долларов в день, что вдвое превышало зарплаты конкурентов. Для справки: в 1913 на 5 долларов в США можно было купить примерно 10 кг мяса.

Организовавшему свой бизнес Форду были необходимы высококвалифицированные рабочие. После долгих раздумий у Форда возникла идея о строительстве школы, которая готовила бы специалистов высокого класса. В 1916 году была основана Промышленная школа Генри Форда. Школа числилась частной и открыта для мальчиков от 12 до 18 лет. Школа организована по системе стипендий. Каждый мальчик получал при поступлении годовую стипендию в 400 долл. Постепенно при удовлетворительных успехах она повышалась до 600 долл. Об успехах классов велись ведомости. Мальчиков неделю обучают в школе, а две в мастерской. По окончании школы выпускникам повсюду были открыты хорошо оплачиваемые места на фабриках. Школа была открыта первоначально при шести учениках, а позже в ней училось 200, а ещё позже 700 учеников.

"Пять долларов за рабочий день" - сердцевина фордовской социальной программы. Во всех заявлениях компании этот главный пункт назывался "разделом прибылей", но фактически устанавливалась новая минимальная ставка, состоявшая из двух частей - основной ставки и надбавки (доли в прибылях). Получавшие ранее от 23 до 38 центов в час при 9-часовом рабочем дне получали ту же основную ставку за 8 часов и надбавку, доводившую расчетную сумму до 5 дол. в день. Это и был новый заработок для большинства рабочих. Высокооплачиваемым рабочим, получавшим от 38 до 48 центов в час, теперь платили, вместе с надбавкой, до 6 дол. в день, а получавшим более 48 центов - до 7 дол. Это уже "потолок", дальше начинались ставки служащих. В начале апреля 1914 г. около 200 рабочих зарабатывало 7 дол. в день, примерно тысяча - 6 дол., и 15 тыс. работников получали или готовились получать по 5 дол.

Начальная цена на фордовский «Т» составляла 825-850 долларов при среднем годовом доходе в США на 1910 год в $574, или около $48 в месяц. Рабочий Форда, получавший 5 долларов в день (130 в месяц или 1560 в год), мог купить Форд-Т примерно за год (если он холостяк, конечно).

Легенда мирового автомобилестроения Форд Т


В начале 1914 г. в компании был создан социологический отдел, изучавший поведение и материальное положение рабочих (отсюда его название) и дававший рекомендации о выплате надбавок. Вначале им руководил инженер Джон Р. Ли - тот, что в конце 1913 г. объяснил Форду причину драки рабочих в цеху, а с 1917 г. - отставной священник местной епископальной церкви Сэмюел С. Маркуис. Оба доброжелательно относились к рабочим и стремились не просто собирать о них необходимые сведения, но и проводить настоящую социальную работу.

На каждого рабочего заводили личное дело. Это подробная анкета, в которой содержались биографические сведения, в том числе о том, работал ли он раньше в компании Форда (в этом случае надо было установить, по какой причине он уволился или был уволен); личные данные: вероисповедание, знание английского языка, национальность, семейное положение, гражданство, продолжительность проживания в Детройте и в США, количество иждивенцев и отдельно - сведения о них; информация о материальном положении рабочего и его семьи; наконец, оценка его привычек и образа жизни .

Кроме школы Форд в 1914г. построил больницу на 1500 кроватей. Все палаты были отдельные и имели ванну . Однообразие конвейерной работы позволило Форду принимать на работу даже инвалидов, которые успешно справлялись со своими обязанностями. Форд использовал принцип конвейера и в организационной структуре: каждый сотрудник отвечал за вверенный ему участок работы. При наборе сотрудников Форд был категорически против «компетентных лиц». Он считал, что «волна вынесет под конец способного человека на место, принадлежащее ему по праву». Каждый человек, придя в компанию, начинал с низов и имел равные со всеми шансы, а дальнейший рост и продвижение были лишь вопросом его желания и способностей.

Цитата: «Делать дела на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции».

Форд не любил курящих и полных людей, однажды он даже уволил одного инженера, сказав: «Придешь, когда сбросишь 50 фунтов».

Форд считал своих работников не подчиненными, а компаньонами и всегда признавал свою зависимость от тех, кто создавал его продукцию. С января 1914 года он оповестил рабочих об участии их в прибылях компании. Цитата: «С того момента, когда предприниматель привлекает людей в помощь своему делу, он выбирает себе компаньона. Никто не может быть независимым, если зависит от помощи другого».

Цитата: «Кто боится неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей». «Империя» Форда насчитывала 48 заводов в 23 странах на всех континентах, где трудились около 150 000 человек.

Источники:
Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»
Великий Генри Форд http://youthpaper.ru/?p=105
Генри Форд - отец автопрома http://www.luxemag.ru/high-society/2856.html

рег_сша, экон_бизнес, рабочие, экон_индустрия, уровень_жизни, экономика

Previous post Next post
Up