Горбатов, которого "могила исправит"

Nov 10, 2017 10:15

Среди наиболее уважаемых защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны одной из ярких фигур выглядит легендарный командарм Александр Васильевич Горбатов, Герой Советского Союза. Родился он 21.03.891 в деревне Пахотино ныне Палехского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский. Участвовал в 1-й мировой войне в качестве унтер-офицера. В Красной Армии с 1918. В годы Гражданской войны командовал полком. В 1926 окончил кавалерийские командные курсы, в 1930 - КУКС "Выстрел".



Судьба у него была нелегкая. В 1937 в момент ареста он командовал дивизией в звании комбрига. Через несколько месяцев пыточного следствия над ним состоялся суд, который занял 5 минут. В приговоре значилось: 15 лет тюрьмы и лагерей, плюс 5 лет поражения в правах. Как и многих, осужденных по 58-й статье за "контрреволюционные преступления" - их называли "политическими" - его отправили в Колымский край. Нужно однако отметить, что получение срока для военного, арестованного в 1937-1938гг., можно считать невероятной удачей, так как подавляющему большинству арестованных военных выносился смертный приговор. Александр Васильевич прошел через "ежовское" следствие, колымские лагеря, войну, и оставил нам книгу подробных воспоминаний о пережитом, называется она "Годы и войны, записки командарма". Вот несколько цитат из данной книги:

- Когда я мокрый, с трудом добрался до своей камеры, мои товарищи в один голос спросили: - Били? - Да, до потери сознания. Два или три ведра вылили на меня холодной воды, - едва шевеля разбитыми в кровь губами, ответил я им... ...После ночных "бесед" со следователем меня чаще всего приносили в камеру на носилках... Кроме следователя, в "активных" допросах принимали участие два дюжих костолома... ...На предпоследнем допросе следователь спросил меня: - Вашу жену зовут Нина Александровна? И какие у вас с ней взаимоотношения? Я ответил, что жили мы дружно. - Ах вот как. Ну тогда мы ее арестуем и заставим писать на себя и на тебя...

"Как-то утром пришла за кипятком большая группа женщин. У каждой было в руках по два ведра. От них я узнал, что прибыл эшелон женщин, осужденных по статье 58. Командир 7-го кавкорпуса Григорьев был арестован год назад; не исключено было, что среди арестованных находится и его жена. Еще будучи на свободе, я слышал о том, что часто арестовывали сперва мужа, а потом жену. Спросил женщин, нет ли среди них Марии Андреевны, жены командира корпуса Григорьева. - Нас так много... Мы не знаем, есть ли среди нас такая, - сказала одна из женщин. - А что ей передать, если ее увидим? - Скажите, чтобы пришла за кипятком завтра утром, что ее хочет видеть Горбатов, командир дивизии. - Хорошо, поищем, спросим, - раздались голоса. Когда на следующий день утром женщины снова при шли за кипятком, среди них оказалась не жена Григорьева, а ее племянница, которая воспитывалась у них с малых лет, а затем вышла замуж за начальника особого отдела дивизии Бжезовского. Сперва арестовали ее мужа, а потом вскоре и ее. - Вот где встретились, Александр Васильевич, - сказала она. - Да, Любочка. Не ожидал увидеть вас когда-нибудь в такой обстановке. Ее обвинили в шпионаже, осудили, и она следовала на Колыму."

"В нашем лагере было около четырехсот осужденных по 58-й статье и до пятидесяти "уркаганов" - закоренелых преступников, на совести которых была не одна судимость, а у некоторых по нескольку, даже по восьми ограблений с убийством. Именно из них и ставились старшие над нами. Работа на прииске была довольно изнурительная, особенно если учесть малокалорийное питание. На более тяжелую работу посылали, как правило, "врагов народа", на более легкую - "уркаганов". Из них же, как я уже говорил, назначались бригадиры, повара, дневальные и старшие по палаткам. Естественно, то незначительное количество жиров, которое отпускалось на котел, попадало прежде всего в желудки "урок". Питание было трех категорий: для невыполнивших норму, для выполнивших и для перевыполнивших. В числе последних были уголовники. Хотя они работали очень мало, но учетчики были из их же компании. Они жульничали, приписывая себе и своим выработку за наш счет. Поэтому уголовники были сыты, а мы голодали."

Александр Васильевич стал одним из немногих советских военачальников, которым удалось вырваться из мест заключения. Он был освобожден в результате пересмотра дела в марте 1941г.

Летом 1941 Горбатов принимал участие в боях под Смоленском. В своих мемуарах он описывает тяжелые поражения, окружение, неорганизованность командиров и неустойчивость целых частей РККА. 1 октября 1941 года в Харькове был назначен командиром 226-й стрелковой дивизии на Юго-Западном фронте. Отличился в ходе оборонительных боёв под Харьковом, а затем в зимних наступательных боях, где неоднократно предпринимал дерзкие рейды по тылам противника с разгромом его гарнизонов. 25 декабря 1941 года было присвоено звание генерал-майор (до этого времени так и оставался в звании комбрига). Награждён орденом Красного Знамени. С июня 1942 года - инспектор кавалерии Юго-Западного фронта, с августа - в той же должности на Сталинградском фронте. С октября - заместитель командующего 24-й армией на Сталинградском и Донском фронтах, участник Сталинградской битвы. С апреля 1943 года - командир 20-го гвардейского стрелкового корпуса 4-й гвардейской армии в резерве Ставки ВГК. Генерал-лейтенант (28.04.1943).

Из мемуаров: «За четыре дня наступательных боев мы достигли немалых результатов. Форсировали Днепр, прорвали сильно укрепленную оборонительную полосу противника, захватили выгодный в оперативном отношении плацдарм размером шестьдесят два километра по фронту и до тридцати километров в глубину. Освободили город Рогачев, перерезали важную для противника железнодорожную линию Жлобин - Могилев. И наконец, мы захватили плацдарм на реке Друть. В ходе боев уничтожено свыше восьми тысяч вражеских солдат и офицеров, большое количество техники. Захвачено 18 танков, 5 самоходок, 22 бронемашины, 170 орудий и минометов, 2100 винтовок и 300 пулеметов, 102 автомашины, 240 лошадей, 63 тысячи снарядов, 80 тысяч противотанковых мин, 12 миллионов патронов и другое имущество. Взято много пленных.»

С июня 1943 года и до конца войны - командующий 3-й армией. Генерал-полковник (29.06.1944). Геройски и умело действовал в Орловской, Брянской, Черниговско-Припятской, Белорусской, Восточно-Прусской, Берлинской операциях. За умелое руководство 3-й армией при прорыве обороны противника в Восточной Пруссии 10 апреля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза. В июне 1945 года после гибели генерал-полковника Н. Э. Берзарина назначен на должность коменданта Берлина, также сменил его на посту командующего 5-й ударной армией на территории Германии. В ноябре 1945 назначен начальником провинций Мекленбург и Западная Померания. С ноября 1946 года командовал другими общевойсковыми армиями. В 1950-1954 годах - командующий ВДВ, в 1954-1958 годах командующий войсками Прибалтийского Военного округа. Генерал армии (08.08.1955).

Горбатов умел добиваться побед малой кровью и никогда не лебезил перед грозным начальством - это сделало его одним из самых популярных советских полководцев. Ходили упорные слухи, что когда в конце войны на Горбатова по какой-то причине "настучали" Сталину, тот произнес: "Горбатова могила исправит". Видимо, Сталин ценил Горбатова высоко, поскольку генерала никто не тронул.

В наше время про легендарного командарма сняли неплохой художественный фильм "Генерал" http://tfilm.tv/21109-general.html

Источник:
Горбатов А.В. "Годы и войны" http://militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/index.html

тер_ркка, армия, арм_полководцы, террор, мемуары_воен, война_2мировая, войны

Previous post Next post
Up