Сталинский террор. И отрекаются, любя...

Sep 01, 2017 10:49

В лихие сталинские 30-е годы, когда в СССР одна за другой проходили чистки "сознательной" части общества от "несознательной", люди были вынуждены действовать по определенным моделям поведения, чтобы уцелеть. Для понимания ситуации читаем выдержки из следующего документа эпохи:

ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
№ 00486 15 августа1937 г. г.Москва
«С получением настоящего приказа приступите к репрессированию жен изменников родины, членов право-троцкистских шпионско-диверсионных организаций, осужденных военной коллегией и военными трибуналами по первой и второй категории, начиная с 1 августа1936 г... …4) Аресту подлежат жены, состоявшие в юридическом или фактическом браке с осужденным в момент его ареста. …11) Особое Совещание рассматривает дела на жен осужденных изменников родины и тех их детей старше 15-летнего возраста, которые являются социально опасными и способными к совершению антисоветских действий. 12) Жены осужденных изменников родины подлежат заключению в лагеря на сроки, в зависимости от степени социальной опасности, не менее как 5-8 лет. 13) Социально опасные дети осужденных, в зависимости от их возраста, степени опасности и возможностей исправления, подлежат заключению в лагеря или исправительно-трудовые колонии НКВД, или водворению в детские дома особого режима Наркомпросов республики… …Жены изменников родины, имеющие грудных детей, после вынесения приговора немедленно подвергаются аресту и без завоза в тюрьму направляются непосредственно в лагерь... Также поступать и с осужденными женами, имеющими преклонный возраст.»
Полный текст: http://www.memo.ru/history/document/00486.htm



Для родственников осужденных ( так называемых ЧСИР - "членов семей изменников родины") - были созданы специальные лагеря. Наибольшую известность получил "Алжир" - Акмолинский лагерь жен врагов народа. В общем, если арестовывали главу семьи, то его жена и дети должны были всячески демонстрировать, что они от своего мужа и отца - "врага народа" - отказываются. Подобные "отказы" обязательно проходили публично на комсомольских и партийных собраниях. Подавляющее большинство советских людей принимали правила, заданные властью, и делали то, что требовалось. Однако встречались упертые дети и жены, которые категорически "отказывались отказываться". В частности, отказалась поливать грязью своего мужа жена Я.Гамарника (начальник Политуправления РККА) на партсобрании по месту работы, впоследствии она была расстреляна.

Вспоминает дочь А.Н.Туполева: "Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После ареста отца я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье..."

Еще один документ эпохи: "Прокурору Красноярского края от Г.Н.Л. Заявление. Я, Г.Н.Л., родилась в Чите в 1905 г. Отец малограмотный, работал сторожем и умер, когда мне было 2 года. Воспитывалась у брата, который живет в Чите, рабочий депо. Мать домохозяйка. В 1934 г. приехала в Красноярск, поступила работать в военный госпиталь медсестрой. Здесь познакомилась с Р. и вышла за него замуж. Не предвидела того, что он состоял в контрреволюционной террористической банде. Считаю его поступок недостойным для гражданина СССР. Я, как его бывшая жена, клеймлю позором совместно со всем человечеством и не нахожу слов выразить свое негодование столь преступным и подлым деянием, каковые совершал и учавствовал в совершении их "мой бывший муж" Р. Я, как честная гражданка великого народа СССР, считаю себя до некоторой степени виновной в том, что не проявила достаточной чуткости и не выявила агента истапо, проживая с ним в течении 3х лет. Теперь я поняла что насколько подло гнусно все эти отщепенцы троцкистско-бухаринской банды только маскировали проводимую свою гнусную работу. Ничуть мне не жаль, но жаль себя что этот мерзавец своим поступком заклятого врага народа положил на меня это грязное пятно, как на бывшую жену. Прошу Вас не считать меня такой же подлой по отношению к окружающим меня честным гражданам ибо сама из рабочей семьи и с гордостью приветствую нашу социалистическую родину борющуюся за создание тех же благ для униженных игом фашизма рабочих всех стран. Пусть враги народа, какими угодно замыслами не стараются поколебать мощь нашей родины, они неизбежно придут к тому же концу к какому пришел подлец и мерзавец "бывший муж" Р. Г.Н.Л. Красноярск 13 августа 1937 г."
Источник: http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/mgv.htm

Согласно решения Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/144 от 5 июля 1937 г. и нормативным документам НКВД жен «врагов народа» арестовывали на 5-8 лет, детей отправляли в детдома. Эта норма действовала не для всех, а для "наиболее опасных". Трудно упрекать родственников за подобные отречения, ведь речь шла о реальной угрозе их жизни, о выживании в условиях, когда устроиться на работу практически невозможно. И как жить, на что кормить детей? Многие арестованные мужья сами передавали на волю своим женам просьбы "обязательно отказаться". Хорошо показан этот момент в фильме "Холодное лето 53-го", когда выживший бывший зэк приходит навестить родных персонажа, которого играл А.Папанов.

Репрессировали не только жен, но и более дальних родственников. Были репрессированы следующие родственники маршала Тухачевского: мать Мавра Петровна (умерла в ссылке в Казахстане), жена Нина Евгеньевна (расстреляна 16.10.1941г.), дочь Светлана (лагерь), брат Николай (расстрел), жена брата Николая (лагерь), брат Александр (расстрел), жена брата Александра (лагерь), сестра Елизавета (лагерь), муж сестры Елизаветы (расстрел), сестра Ольга (лагерь), муж сестры Ольги (лагерь), сестра Мария (лагерь), муж сестры Марии (расстрел), дочь сестры Марии (ссылка), сестра Софья (ссылка). Была осуждена на 8 лет лагерей и любовница маршала - Кузьмина Ю.И, почему-то тоже как 'член семьи изменника Родины'. Несколько родственниц маршала сумели пережить многолетнее заключение и ссылку, их освободили и реабилитировали в 1957г. Дочери маршала - Светлане Тухачевской - в 1937 было 13 лет. Она прошла через детдом, в 1945г. постановлением Особого совещания при НКВД получила 5 лет лагеря, отбывала наказание в печорских краях, затем была ссылка.

Дальновиднее всех поступали те главы семей, которые, почувствовав нависшую угрозу, успевали отправить семьи туда, где их трудно было отыскать сталинской "охранке". Так поступил Торекул Айтматов - отец знаменитого писателя Чингиза Айтматова - он успел спасти жену и четверых детей, отправив их столицы в далекий киргизский аул. Сам Торекул впоследствии был расстрелян.

«Я, Мария П…, порываю связь с родными», «Я, П… Лазарь Леонтьевич, прервал связь со своими родителями…». Эти объявления в 1930-е годы стояли между «Потерял членский билет» и «Продаю лошадь».
Источник: http://www.vsp.ru/2015/09/15/poryvayu-svyaz-2/



Из воспоминаний Петра Якира -сына известного советского военачальника Ионы Якира, в 1937 Петру было 14 лет: «За два часа до отхода поезда в зале ожидания появились два человека в форме НКВД, которые пригласили мать в какой-то кабинет, тут же на вокзале. Продержали ее около полутора часов. Приблизительно за полчаса до отхода поезда она вернулась к нам вся заплаканная. В поезде мать рассказала, что от нее требовали отречения от отца, доказывали его виновность. Она отказалась дать отречение, но в поезде все время говорила: "Неужели он мог, не могу в это поверить". Когда мы прибыли в Астрахань, в газете "Известия" было опубликовано без ведома матери ее отречение от отца. Мы даже не показали ей эту газету. Но на следующий день к нам пришла с этой газетой жена Уборевича. Мать, прочитав это, направила в НКВД письмо, где говорила, что заявит свой протест против опубликования отречения, которого она не писала. Ей ответили: "Пишите". Но, учитывая обстановку, мы сказали ей, что это бесполезно, и протест не был написан… 14 сентября пришел и наш черед. Я вернулся домой уже тогда, когда посреди комнаты валялась груда вещей, уже подвергшихся "ощупыванию". Обыск производил ст. лейтенант НКВД Московкин… Уже часов в одиннадцать вечера нас с мамой погрузили на грузовик и увезли. В доме остались дедушка и семья Гарькавых, которую репрессировали вскоре… Грузовик, на котором мы ехали с мамой, остановился у женской тюрьмы. Мне пришлось долго утешать мать, которая рыдала, не желая расставаться со мной. Затем ее бесцеремонно оторвали от меня и, подталкивая, увели в тюрьму, а меня повезли в детприемник, где меня радостно встретили ребята, еще не спавшие…Старшие внимательно относились к младшим, осуществляя "материнские обязанности". Прошло три дня, за которые я успел снискать славу вожака детей "изменников" Родины. Я важно заявлял противной бабе, начальнице детприемника, что дети за родителей не отвечают, и посему к нам должны относиться как к детям, так как были случаи, когда воспитатели называли детишек "змеенышами" и другими подобными словами…»
Через несколько дней Петра Якира забрали из детприемника сотрудники НКВД и перевезли в тюрьму. В тюрьмах и лагерях Петр провел долгие годы, а его мать была расстреляна.
Источник: Якир П. «Детство в тюрьме» http://modernlib.ru/books/yakir_petr/detstvo_v_tyurme/read/

Не были исключением для установленного порядка и высшие должностные лица сталинской эпохи. Когда политбюро вынесло решение об исключении жены Молотова Жемчужиной из партии, Молотов нашел в себе силы воздержаться при голосовании. Три недели спустя (19 января 1949 года) Сталин распорядился разослать Берии, Булганину, Косыгину, Маленкову, Микояну, Вознесенскому и самому Молотову материалы ноября-декабря 1945 года об "ошибках Молотова в его переписке с зарубежными корреспондентами". В новом контексте эти материалы представляли действия Молотова не как случайную ошибку, а как злонамеренную и последовательную позицию. Молотов не устоял перед этим ударом и на следующий день, 20 января, написал заявление на имя Сталина: «При голосовании в ЦК предложения об исключении из партии П. С. Жемчужины я воздержался, что признаю политически ошибочным. Заявляю, что продумав этот вопрос, я голосую за это решение ЦК, которое отвечает интересам партии и государства и учит правильному пониманию коммунистической партийности. Кроме того, признаю тяжелую вину, что во время не удержал Жемчужину, близкого мне человека, от ложных шагов и связей с антисоветскими еврейскими националистами, вроде Михоэлса...».
Это заявление Молотова по поручению Сталина было разослано всем кандидатам и членам Политбюро. На следующий день, 21 января, Полину Жемчужину арестовали.
Источник: История Молотова и его жены http://www.e-reading.club/chapter.php/39547/20/Mlechin_-_Zachem_Stalin_sozdal_Izrail%27_.html

И еще один любопытный сюжет. Уже после ареста замнаркома тяжелой промышленности Г.И.Пятаков имел беседу с Н.И.Ежовым, который тогда был секретарём ЦК. Он попросил Ежова предоставить ему любую форму реабилитации, в том числе просил разрешить ему лично расстрелять всех приговорённых к расстрелу на процессе, включая собственную жену, которая к этому времени тоже была арестована за реальную или мнимую связь с Троцким. Это можно считать высшим пилотажем верного сына большевистской партии. Источник: http://www.kontinent.org/article.php?aid=4a68fafe4d8dc

1937, террор, мемуары, тер_чсир, террор_сталина

Previous post Next post
Up