Где-то за Тулой. 1933 год
Москва. Казанский вокзал. 30-е гг.
Капитан Лепко* едет на Черное море, где ему предстоит исследовать береговую линию потенциального турецкого противника по заданию Гидрографического управления ВМФ. В Москве у него пересадка. С дороги он отправляет письма дочери в Ленинград.
Москва. На перроне Ярославского вокзала. 1930-е гг.
5 июля 33 Только что проехал Туллу.
Дорогая моя девчушечка... Заклинаю тебя не отваживаться в путешествие на юг... Сейчас очень опасно... Бандиты действуют во всю...Но... Успокойся Со мной пока всё благополучно. Кроме того я принял меры и искуссно связываю свои вещи так что унести их незаметно трудно... Теперь по порядку...
Плацкарту мне удалось с большим трудом получить только после того как я объявил Коменданту, что прибегну к содействию Штаба Морских Сил... Удалось значит вечером в 10.00 выехать. Александру Николаевну видел... Она меня встретила как родного... Страшно обрадовалась... напоила (не только чаем, но и вином), накормила и очень сетовала, что не остаюсь дольше. проводила меня до самого отъезда и усадила в вагон. Местечко оказалось очень уютным, но у самой двери. Здесь же расположилась одна семья командира-красноармейца. Всё казалось было хорошо.
Как полагается только поезд тронулся проводник предложил быть особенно бдительным к своим вещам, т.к. бандиты действуют нагло... Я связал свои вещи и лёг отдохнуть. Всё время был на стороже и посматривал за вещами своих соседей, которые крепко заснули... Как раз около 2-х ночи я открыл глаза и увидел бандита уносившего большой чемодан соседки... Он уже подходил к двери...Я вскочил и благим матом заорал: «Стой!..Стой!..Стой!..», думая своим криком разбудить всех. И удивляюсь как они не проснулись...
Не желая терять из виду бандита, я бросился за ним на площадку... Здесь был другой, который поджидал своего товарища...открыл наружную дверь и бросился из вагона на полном ходу на полотно...
Я уже настигал вора с чемоданом и только что протянул руку чтобы схватить его за пиджак, как он бросил чемодан и сам выскочив вслед за тем распластался на полотне лицом вниз...
Я кинулся в вагон...разбудил красноармейца... Поднялись вопли, суматоха...Нашли проводника и застопорили поезд... Несколько человек с револьверами бросились по полотну к месту куда упал бандит... Но поезд успел порядочно пройти и в конце концов бандиты ускользнули от преследования. В то же время поезд не дождавшись соскочивших для преследования тронулся дальше. Жена командира с дочкой осталась в большом отчаянии... И страшно беспокоилась за мужа...В чемодане у них были продукты, купленные на деньги от вырученные от продажи белья и ценных вещей чтобы получить возможность (страшно трясёт... едва пишу) отдохнуть на юге, куда муж получил путевку.
В Туле по телеграмме от командира с пункта где он остался, семья высадилась... Но перед этим около 3-х часов утра был выявлен ещё бандит... Один из пассажиров, тоже красноармейский командир, уговаривал пострадавшую перейти в середину вагона... В это время выходная дверь приоткрылась, и из неё кто-то выглянул. Красноармеец, а за ним и я вышли на площадку... На вопрос красноармейца почему этот тип оказался на площадке, он повернулся и направился в другой вагон. Красноармеец вытащил револьвер, тогда бандит открыл наружную дверь и выбросился на полотно... А в это время его уже искали по вагонам, так как он успел у кого-то стащить мешок и выбросить его из вагона...
Бандиты действуют так нагло и быстро. что даже в уборную опасаешься пройти...
Москва. Курский вокзал. 1929 г.
Только потом я сообразил, как я рисковал без револьвера бросившись за бандитом... Они двое спокойно могли меня выбросить из вагона...
Но лапушка моя дорогая будь спокойна я буду ещё более осторожен... Напиши об этом случае Алесандре Николаевне и прямо умоляю тебя не ездить на юг...Из Севастополя напишу.
Твой папуля
Владимир Иванович Лепко (1867-1950) - легендарный штурман, участник Русско-Японской войны 1904-1905 гг., герой Порт-Артура, состоял в личном распоряжении адмирала Макарова, командуя миноносцем «Расторопный». Награжден тремя орденами. В 1909 году как командир эсминца «Эмир Бухарский» участвовал в большом морском путешествии Николая II в Швецию, Данию, Францию, Великобританию. Провёл крейсер «Аврора» сквозь шхеры Финского залива в Ботнический. Капитан 1-го ранга. Как уникальный рисовальщик разработал оригинальную систему распознавания береговых ориентиров по альбомам и приметам и успешно применял ее в «слепом» плавании на сложных фарватерах. Автор большого числа статей о мореплавании и морском деле, гидрографии и кораблевождению. (Подробнее в его книге
«Записки старого штурмана»)
Два момента обращают на себя внимание в описываемом дорожном эпизоде.
Первое - то, что отдыхающие везут с собой на юг в больших количествах продукты. Путь лежит через Украину, и к лету 1933 года голод ещё даёт о себе знать.
Из дальнейших писем известно, что дочь капитана Лепко Татьяна, не послушав советов отца, всё-таки уезжает на отдых в Очаков, и он, вернувшись из плавания, высылает ей из Ленинграда туда хлебные посылки, которые она с большой опаской получает на почте и несёт домой. Очевидно, что и семья чуть не обокраденного командира-красноармейца отправляется на отдых в частном порядке, а не в военный санаторий, так что продуктами запасались основательно на весь период отпуска, не рассчитывая на местное снабжение.
Москва. Продажа чемоданов на улице. 1930-е гг.
В своих дальнейших письмах с корабля в Ленинград капитан Лепко отмечает скудный рацион экипажа и рассказывает об успешной морской охоте на дельфинов, мясо которых очень поддержало моряков.
Второе - не регламентируемое на тот момент обращение с боевым оружием. Командиры-красноармейцы высаживаются в ночи с поезда, чтобы преследовать воров. Формально военнослужащие путешествуют с семьёй по личным делам и не исполняют служебных обязанностей. И тем не менее полагают вполне естественным применение револьверов в гражданском конфликте.
Капитан Лепко совершенно прав, что «бандиты действуют нагло» и безнаказанно хозяйничают в поезде. Судя по всему, такие происшествия - не редкость. Спрыгивать на насыпь и выбрасывать из вагона добычу не будешь абы где: кража подгадывается к определённым участкам дистанции пути, где поезд замедляет ход на поворотах или подъёмах. Действует целая шайка: одни наблюдают на стрёме, другие воруют, а третьи скрываются с насыпи с награбленным и имеют транспорт. Вероятно, красноармейцы рассчитывали накрыть всю банду на отходе.
Остаётся открытым вопрос об участии проводников в этом безобразии - ведь двери вагона остаются открытыми для злоумышленников.
Капитану Лепко, которому в 1933 году уже 66 лет, не откажешь в личном мужестве, но и он задумывается о предпочтительности наличия у себя револьвера. На тот момент он уже в отставке и работает в Гидрографическом управлении по вольному найму специалистом и инструктором , поэтому служебное оружие, скорее всего, ему не полагается.
Впоследствии, лишь по мере участившихся случаев неправомерного применения оружия офицерами (в нетрезвом виде, при решении бытовых конфликтов), а также с ростом краж и потерь оружия и боеприпасов в нерабочее время - ношение и применение оружия попало под привычный нам сегодня контроль. В «Правилах о порядке ношения, учета и хранения личного огнестрельного оружия командного и начальствующего состава РККА (мирного времени)» ношение штатного оружия в отпуске будет запрещено.(Приказ НКО 1938 г. № 148). Правда, это не относилось к личному и наградному оружию.
Литературная реминисценция
Как тут не вспомнить эпизод из гайдаровской «Судьбы барабанщика», когда дядя-самозванец и уголовный старикан Яков украли в подстроенной вагонной суматохе секретные документы у пассажира.
"Судьба барабанщика". Диафильм. 1973 г.
Повесть написана в 1938 году, и уехавший из города летом отец юного барабанщика, как и полагается по новому регламенту, оставляет свой пистолет дома в запертом ящике. Что, впрочем, не мешает этому пистолету удачно выстрелить в последнем акте.
К/ф "Судьба барабанщика". 1955 г.
Так что Аркадий Гайдар описывал вполне житейские вещи и ситуации того времени. И вагонные воришки, оказавшиеся к тому же агентами вражеской разведки, получили-таки в советском литературном мире по заслугам.
Впрочем, как всегда, не претендуя на всезнайство, буду рад выслушать комментарии и дополнения дорогих читателей.