В 1911г. в киевском театре прозвучали два роковых выстрела
- Дмитрий Богров (Мордехай Гершкович) выпустил две пули в премьер-министра Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина. Более чем через 100 лет после его гибели о личности Петра Аркадьевича, смысле его реформ и своевременности его идей для современной России в редакции «КП» нам рассказал глава Фонда изучения наследия П.А. Столыпина Павел Пожигайло
- Павел Анатольевич, вы сказали, что Столыпин был самой важной фигурой в истории России. Но он ведь был всего-навсего премьером при Николае Втором, а в истории России были и Дмитрий Донской, и Петр Первый, и Кутузов с Суворовым, и Ленин…
- Перед ними стояли более простые задачи. Они были сложны в том, что все были связаны с подвигом. Но когда ты защищаешь Москву в 1941 году, или когда ты гонишь Наполеона, татар, погибаешь, то это страшный факт, но ты понимаешь, кто враг и за что ты борешься. В этом смысле проста задача твоего самоопределения - с какой ты стороны. Эти задачи были просты в определении, куда ты идешь и ради чего ты можешь отдать свою жизнь. А вот конец XIX - начало ХХ века все-таки история была достаточно сложная. Уже возникали очень соблазнительные пути для развития страны, для народа, даже для интеллигенции, связанные с либерализмом или с народничеством, или с какими-то идеями будущих большевиков. И во всей этой каше найти тот путь, который мог бы без потрясений, как Столыпин говорил, привести Россию к развитию и светлому будущему, это было суперсложной задачей. Он нашел. И он успокоил Россию.
- Ну да, введением военно-полевых судов, «столыпинскими галстуками», как прозвали в России виселицы, массовыми казнями.
- Давайте посмотрим на то, что творилось тогда в стране. После проигрыша в Русско-японской войне в Россию пришла смута. Страна пылала, жглись и разорялись усадьбы. Смута вылилась в Москве в Декабрьское восстание. Революция шагала по всей стране. Бюджет был нулевой. Сплошное насилие творилось повсюду. Жизнь городового была в среднем продолжительностью 35 дней. Ежегодно убивали порядка 17-18 тысяч ни в чем не повинных граждан. Вот какую страну принял Столыпин. Сказать, что был какой-то задел, язык не поворачивается.
Революция была прекращена не за счет так называемых «галстуков». Это был указ государя о военно-полевых судах. А вот как раз Столыпин внес поправку, что каждые полгода Госдума должна была ратифицировать этот закон. И он действовал всего полгода. Военно-полевые суды были введены в действие 19 августа 1906 года а прекратили свое существование в апреле 1907-го. При этом они работали только в наиболее охваченных беспорядками губерниях.
- Но ведь выносили смертные приговоры за один день!
- Кому? Отъявленным разбойникам, убийцам, бомбистам. Если бы тогда 800 с небольшим человек не были расстреляны и повешены, те, кто кинули бомбы на улице, убили десятки гражданских людей, страна еще долго приходила бы в себя. Ведь посадить их на долгий срок было невозможно. Они бежали с каторги на следующий день. Как шахиды. Идет шахид, хочет тебя взорвать. Отпусти его - он опять взорвет. Такие же были фанатики тогда. Столыпин говорил, что надо отличать кровь на руках хирурга и кровь на руках палача. Эти 800 убийц были казнены, а всего было 3 тысячи смертных приговоров, из них 1200 не были приведены в исполнение. Но в 1909 году Столыпин и государь гуляли по Марсову полю без охраны. Страна успокоилась. Закончилась революция, в 1911-1912 году и не пахло никакими террористами. (Примечание: в 1937-38гг. в СССР была казнено более 600 тысяч человек.)
Дача Столыпина на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге после взрыва бомбы, принесенной террористами
С одной стороны, была жесткость в наведении порядка. Но одновременно Столыпин открыл через реформу местного самоуправления дорогу для реализации любого человека, независимо от сословия и денег, по его таланту. Одновременно он в экономике, в бизнесе дал возможность реализоваться любому человеку, независимо от стартового капитала, связей, блата и коррупционных отношений.
- То есть проводил реформы?
- Реформа местного самоуправления - ключевая его реформа. Так считал и Солженицын. И я полностью согласен с Александром Исаевичем в этом вопросе. Не земельная. Успокоение революции наступило потому, что реформа местного самоуправления дала возможность попасть во власть людям не сословным, иной раз не имеющим даже материального состояния. Любой человек, обладающий харизмой, способностями, профессией, мог попасть в местные власти разных уровней. И это сняло напряжение людей, когда они почувствовали, что могут решать наболевшие вопросы не путем оружия или бомб, а легально, через органы власти.
Параллельно шла реформа образования. В основном касалось деревни. Активно строились школы. Задача Столыпина была - дать всеобщее среднее образование всей стране. Это было продекларировано, но это был второй этап реформ. Столыпин одновременно проводил реформу экономических свобод. В основном, связанных с землей. Поскольку 100 млн. человек в России были крестьянами.
- Ну да, помним, развал общины.
- Никто ее насильно не разгонял. Предоставлялось право выхода из общины. В средней и центральной части, на Украина и части Литвы было малоземелье. Знаете в переписке Некрасова и Тургенева было одно примечательное место. Тургенев упрекнул Некрасова, что тот пишет неправду - «только несжата полоска одна». - Разве у нас есть несжатые полоски? - спрашивал Тургенев. В средней полосе только дети могли хворост собирать. А уж сеять или траву косить вообще невозможно было. Вся земля была занята. Людям предоставлялась возможность выехать на хорошие земли Сибири, в основном Алтайский край, Тюменская, Томская области, Новосибирск. Причем, мало кто представляет себе сейчас, насколько была продумана эта реформа.
- Мне лично та программа переселения в Сибирь напоминает сегодняшний проект о дальневосточном гектаре.
- Если бы. Это я о нынешней программе. Переселенец обеспечивался транспортом для переезда. За вагон крестьянин не платил. Столыпинский вагон был первоначально рассчитан на перевозку не заключенных, а семьи со всем необходимым инструментом, плюс вторая часть вагона для скота: коровы, козы и так далее. Крестьянин должен был сняться со своего места, приехать куда-то. Этот вагон был жильем до того момента, пока переселенец не строил дом. То есть он и выглядел внутри по-другому.
- Ехали ведь не от хорошей жизни.
- Не от, а к ней. Когда крестьянин приезжал в Алтайский край, он получал деньги для покупки земли. Решение выдавалось, исходя из количества работающих в семье, исходя из его опыта обработки земли. Учитывался опыт работы со скотом. Кредит предполагал и деньги на консультацию, и деньги для того, чтобы получить необходимые орудия производства, обработать землю, получить урожай. И в конечном итоге государство гарантировало выкуп продукции. Все шло через Земельный банк. Более того, правительственные эксперты уже решили, что ему надо сеять. Крестьянин приезжая, знал, что ему надо сеять - подсолнухи или пшеницу. Если он на одном гектаре произведет продукцию, как он хочет, он может не угадать и проиграть. Но если тысяча таких же землевладельцев рядом, в области, имели точную сельскохозяйственную агрономическую карту, что здесь надо произвести, в результате можно было строить мельницу, завод по переработке зерна или по отжиму масла. Создавалась инфраструктура региона. И в конечном итоге государство за этим следило. Оно не вмешивалось в частную работу этого землевладельца, но помогало ему устояться в рынке, на первых порах понять, что надо сеять. Деньги давались в пропорции, вместе с частными деньгами, на строительство маслозаводов, мельниц, мастерских и так далее. Средний класс выращивался так же, как хлеб на поле. Более 3 млн. человек тогда переехали.
- Но ведь успешными оказались далеко не все. Часть переселенцев вернулась, часть разорилась.
- И тут тоже все было продумано. Если человек, получивший землю в Сибири, был не способен ее обрабатывать, а деньги шли через Земельные банк, эта земля отбиралась. Если был крестьянин успешен, кредит списывался со временем. Если он пропивал эти деньги, земля возвращалась, на вторичном рынке она продавалась кому угодно, по рыночной цене. А для этого человека были готовы технические курсы, чтобы он мог стать рабочим на заводе. Строились заводы, одновременно требовались кадры для них. И та часть крестьянского населения, которая не хотела или не могла работать на земле, шла на строящиеся предприятия. Либо действительно возвращалась туда, откуда приехала.
Крестьяне - столыпинские переселенцы на пункте питания
Столыпин решал вопрос трудоустройства и для неудачников. Это было очень важно для того времени. Был принят закон о страховании рабочих, рисков их здоровья и так далее. В этом смысле столыпинские реформы были достаточно системными и объемными, во всех сферах. В какой-то степени они дали мощную базу для того, чтобы с 1930 по 1941 год провести сталинскую индустриализацию и в конечном итоге построить эти предприятия, которые и позволили выиграть Великую Отечественную войну. Ведь в сибирских дивизиях на защиту Москвы вернулись дети тех переселенцев. 3 тысячи 415 городов и прочих населенных пунктов появились в результате переселения только в Алтайском крае. Нынешний дальневосточный гектар - это, скорее, антистолыпинский проект. И по духу. И по реализации. Весь инструмент реформ Столыпина был направлен на то, чтобы не допустить ростовщический капитал к этому первичному распределению земли. Крестьянин мог бесплатно переехать, бесплатно получить землю, бесплатно произвести продукт, его продать. Но продать землю он не мог. А государство помогало на каждом этапе.
Более того, и план ГОЭЛРО, как его потом назвали, и создание серьезной промышленности на Урале и за Уралом, и заселение Дальнего Востока - все это было в перспективных планах Столыпина. Которые ему не дали реализовать.
- Ну да, помнится, он просил дать ему двадцать лет.
- Столыпин не зря говорил: дайте 20 лет покоя, и вы не узнаете нынешней России. А государю он говорил: не воюйте ни с кем 20 лет, потому что вы проиграете все войны. Дайте мне 20 лет, я построю новый флот, армию. Мы укрепим экономическую ситуацию. И дальше Россия будет непобедима.
Столыпин - уникальный человек в нашей истории. С одной стороны, он православный, убежденный монархист. С другой, он одновременно проводил достаточно либеральные реформы в экономике, оставаясь на православной позиции. Он говорил: нельзя к нашему стволу прикрепить чужеродный цветок. Этот цветок увянет. Народы, которые забывают про свои национальные задачи, превращаются в удобрение, на котором процветают другие, более сильные народы. Наш орел двуглавый. Одна голова на запад, другая - на восток. Если мы отрубим одну голову, то он не станет сильнее, он просто истечет кровью. В этом смысле он делал абсолютно российский путь развития страны. Но без потрясений.
- А насколько это было обосновано?
- Судите сами. Столыпин принял страну чуть ли не полностью разрушенной, с обнуленным бюджетом, на пороге катастрофы, и вдруг уже к 1913 году Россия стала пятой ведущей экономикой мира. Зерна за границу продавали больше, чем золота, к 1913 году. Одним из ведущих экономистов того времени был Тьери. Им была создана комиссия, которая провела буквально рентгеновское сканирование страны по всем сферам. И вот вывод, который делает Тьери. Если дела у России будут продолжаться таким же образом, как между 1906 и 1913 году, то к середине ХХ века население России будет 445 млн. человек. При этом население шести ведущих стран Европы - 420 млн. человек. ВВП России будет превышать на 15 % ВВП шести самых развитых стран Европы вместе взятых. И Россия будет доминировать во всех смыслах: в военном, интеллектуальном, научном и так далее.
Знаете, лучший показатель успешности реформ - демографическая ситуация в стране. Россия в годы реформ Столыпина прирастала населением практически на 3 млн человек ежегодно. Ленин писал: «Если реформа продолжится дальше, нам можно забыть про революцию в России».
- Это он про какую-то конкретную реформу или вообще?
- В 1911 году он подал государю записки по национальному вопросу. И предложил отмену черты оседлости для евреев - впервые в истории России.
- В пояснительной записке, если не ошибаюсь, он писал, что граждане еврейской национальности должны иметь одинаковые права с остальным населением.
- А вторая часть была такой: «Государь, если мы сейчас не уберем этот атавизм нашего прошлого и, с моей точки зрения, достаточно несправедливую и позорную страницу в истории России, то огромная часть этого талантливого народа, которая могла бы пойти в экономику на благо России, пойдет в революцию, и Россия утонет в крови».
Причем, что характерно для Столыпина, он одной инициативой решал сразу несколько проблем. У него в этот момент шли переговоры с американцами. Американский капитал хотел зайти в Сибирь и на Дальний Восток, купить концессии на строительство железных дорого и т.д. Столыпин считал, что американцы нам важны, потому что мы не конфликтовали с ними ни по территории, в отличие от англичан, немцев и всех остальных. Он хотел разбавить риски России в отношениях с Японией, построив союзнические отношения с американцами. Американцы ему в ответ говорили: мы готовы, но хотим просить вас решить вопрос по национальным ограничениям. Американские банки были в основном еврейскими.
Этот закон был выгоден России, потому что он практически выбивал революционный накал, революционную идеологическую базу у лиц еврейского населения в России. Он был в этом смысле невыгоден революционерам. И успокаивал американцев. Но он был невыгоден крупным землевладельцами, банкирам российским, которые заправляли в Госсовете. И они манкировали его. Они же не допустили демаркации польской границы, как хотел провести ее Столыпин. Если бы ему это удалось, мы бы сейчас не имели бы майдана на Украине.
- Это как?
- Столыпин мыслил стратегически. Он хотел Галичину отдать Польше. А ту часть территории Литвы и Польши, где проживало русское православное население, присоединить к России. Столыпин сказал: мы должны сделать так, чтобы ни десятины земли туда, ни десятины сюда. Иначе потом в истории будут конфликты из-за несправедливости. И мы бы сегодня не имели Западной Украины. Это была его идея, он смотрел на сто лет вперед. Мы сегодня имеем майдан на Украине во многом потому, что этот закон не был реализован. Но представьте себе, какой бы это был удар для крупных землевладельцев, имевших поместья на Западной Украине! Н он продолжал гнуть свою линию.
- Получается, он был опасен и для левых, и для правых.
- Да. Левым он был опасен, потому что сумел успокоить страну. Закон о свободном вероисповедании - это тоже столыпинская реформа. Мусульмане получили много прав, можно было строить мечети. Все напряженные узлы были решены. Он выбил из рук крайне левых оружие революции. Он был опасен и для верхушки власти. Потому что все крупные землевладельцы были под ударом этих реформ. Он был опасен для коррупционеров. Столыпин через свои реформы смог реализовать творческий потенциал народа. Он попал в очень точную точку соответствия духа реформ и мировоззрения русского народа. И честно шел по своему пути. Когда Гучков предложил ему опереться на Думу и отойти от царя, а Гучков поддерживал Столыпина и считал, что некие обязательства Петра Аркадьевича перед государем лишь мешают премьеру, перед Столыпина встала серьезная развилка - отойти от государя и опереться на Госдуму, не обращая внимания на царскую власть, дальше проводить эти реформы. Совершить в какой-то степени иудино предательство. Или же столкнуться с угрозой краха реформ, но сохранить верность императору. И Столыпин на предательство не пошел. В отличие от тех, кто хотел устроить в России пожар. Кстати, знаете, что Некрасов ответил тогда Тургеневу в ответ на упрек во лжи? Некрасов написал: «Я и вам советую писать про современные революционные идеи, потому что они продаются как жареные пирожки». Сравните с позицией Столыпина, который думал о России.
- Прямо рыцарь без страха и упрека. Можно подумать, что у него не было недостатков.
- Был один. Существенный. Он абсолютно недооценивал и не занимался ни прессой, ни СМИ, ни пиаром. Условно говоря, не было пиара его реформ, неких харизматичных проводников, которые могли популяризировать его успехи, газет своих, которые могли бы наравне с критикой говорить о хороших результатах, - вот этого не было ничего.
- В чем причина его успеха?
- Столыпин попал в очень точную точку соответствия духа реформ и мировоззрения русского народа. И сегодня у России две дороги - Столыпин и Сталин. Она сегодня застряла враскоряку. Возьмите дух столыпинских реформ, возьмите идеологию, этические принципы. Там есть все. Поддержите людей в реализации их талантов и возможностей, дайте им настроение. Если мы сегодня сможем создать истинную свободу для человека, которая заключается в реализации его возможностей, имея для этого дешевые кредиты, ипотеку, то мы поднимем страну так, как хотел Петр Аркадьевич
Интервью провел Александр ГРИШИН "Комсомольская правда"
http://www.stolypin.ru/press-tsentr/novosti-fonda/?ELEMENT_ID=566 Постскриптум.
Через 5 лет после начала аграрной реформы Столыпина Россия уверенно вышла на 1-е место в мире по валовому экспорту зерна с результатом 15 млн.тонн в год и без всякого голода. Через 5 лет после начала раскулачивания и коллективизации Сталина СССР снизил экспорт зерна до нулевых значений, а в стране бушевал чудовищный голод с миллионами смертей.