В Москву из села Воинка Джанкойского района, Крым. 1926 г.
Пшеничное поле колонии "Хаклай" («Крестьянин») , Джанкойский район, Крым, 1926 г. Институт еврейских исследований, Нью-Йорк
Необычный пример того, как простой почтальон выступает каналом важной обратной связи между правительством и народом. В 1926 году всесоюзный староста и «народный заступник» Михаил Иванович Калинин получает письмо из Крыма. Но сначала - небольшое музыкальное вступление.
До сей поры в разнообразных еврейских кругах популярна народная песня про новую землю обетованную, станцию Джанкой в крымских степях, куда отправляются переселенцы из бедных местечек.
Энергичная мелодия звучит с успехом как на семейных банкетах в израильских ресторанах, так в славянском хоре Йельского университета, на фолк-фестивалях и в домашнем сольном исполнении. Изначально песня на идише, но существуют варианты и на русском, украинском, английском языках.
Коли їдеш в Севастополь
Повертай на Симферополь:
Цілий край цвіте, немов баштан.
Йди дорогою виткою І приїдеш до Джанкоя,
До Джанкоя, джан, джан, джан!
Самодеятельный духовой оркестр. Калининдорфский еврейский национальный район, Украина, 1936 г. Фото П. Ганина
Мелодия играется на гитаре, на банджо, на аккордеоне, в разном темпе и с разными акцентами, но неизменным остаётся мощный позитивный заряд, иногда приправляемой традиционной национальной грустинкой.
В оригинале текст такой:
Entfert yidn ofy mayn kashe,
vu´z mayn bruder, vu´z Abrashe ?
Z´geyt bay im der traktor vi a ban.
Di mume Leye bay der kozilke,
Beyle bay der molotilke, in Dzhankoye,
Dzhan, Dzhan, Dzhan.
<<Евреи, ви не скАжите, где брат мой Абраша? У него ещё трактор прёт как паровоз. Тетя Лея на косилке, Беллочка на молотилке. все в Джанкое, Джан, Джан, Джан>>
Click to view
Трактор, на котором ездит по полям Абраша, косилки и молотилки, на которых работают Бэла и тетя Лея, прислали в Советский Союз американские спонсоры из организации «Агро-Джойнт», обеспечившие переселенческий проект финансово и технически почти полностью. Советское государство через ОЗЕТ («Общество землеустройства еврейских трудящихся») предоставляло землю и освобождало новых крестьян от налогов. Даже несмотря на экономическую депрессию в США, «Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee) продолжал финансирование переселенцев в СССР и построил в Джанкое завод по ремонту сельскохозяйственной техники, черепичный и кожевенный заводы, а также инкубаторы и птицефермы в районе.
Плакат ОЗЕТа. 1929 г.
Большевики видели решение еврейского вопроса в России в «советизации» евреев, а именно в отвлечении их от видов деятельности, считавшихся буржуазными (финансы, торговля, мелкое ремесленничество) и приобщении к физическому труду. Тем более что после вихрей Гражданской войны население местечек ещё более обнищало.
А американцы ухватились за проект в надежде на создание обширной еврейской автономии в Северном Крыму как зародыша еврейской государственности. Тем более, что ещё в 1922 -1924 годах в Крыму существовали 4 сионистские коммуны - как тренировочные лагеря для колонистов, отправлявшихся в британскую Палестину. Теперь эти, уже ликвидированные поселения казались совсем незначительными по сравнению с выделенными к 1925 году 342 000 га, главным образом в Евпаторийском и Джанкойском районах. Потом земли ещё добавили, и к 1932 году в Крыму существовало уже 86 еврейских сельскохозяйственных посёлков. Население посёлков насчитывало более 20 000 человек, переселившихся из местечек Белоруссии и Украины.
В общем, на тот момент интересы советской и американской сторон были взаимны, и дела во вновь создаваемых колхозах на крымской целине вроде бы обстояли неплохо. Как пелось в знакомой песне:
...Покуштують наші гості
У щасливому колгоспі
Абрикосів, меду, баклажан.
Наші ниви добре родять,
Наші діти в школу ходять -
У Джанкої, джан, джан, джан.
Беларусь. Витебская обл. Дубровно. 1930 г. Потенциальные переселенцы. Фото Пульнера Исая Менделевича.
Однако, местные крымские жители, как оказалось, были совсем иного мнения в этом отношении.
В 20 км от Джанкоя существовало большое село и железнодорожный узел Воинка. «Воинская деревня» была основана отставными солдатами, прослужившими в царской армии 25 лет. Выходцы из разных уголков России, они решили покинуть родные места: - кто по малоземелью, кто по приобретённой за время службы привычки к югам. Среди «выслужевцев» были ветераны ещё обороны Севастополя, Кавказской и Турецкой кампаний. В голой степи возле колодца они получали надел в шесть с половиной десятин на каждую душу мужеского пола (а после и по 15 десятин) и начинали хозяйствовать.
Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Воинка числился 191 двор, из них 140 крестьянских, население составляло 834 человека, из них 755 русских, 43 украинца, 20 евреев, 5 татар, 2 белоруса, 2 немца, 1 армянин, 1 латыш, 1 записан в графе «прочие». Действовала русская школа. Вокруг разрослись ещё подобные сёла старых солдат: Счастливка, Долинка, Магазинка, Источное и др.
Вот из этих-то краёв и отправилось в Москву весьма дипломатичное письмо (оригинал и печатный текст):
22/IV-26. Воинка
Здравствуйте Михаил Иванович тов. Калинин.
Разрешите мне написать вам несколько слов.
Я сам комсомолец 18 лет, работаю в п/т Ведомстве обслуживаю передвижную почту среди крестьянских масс
И вот мне ежедневно почти приходится бывать во всех деревнях которые стоят на пути моего тракта, и ежедневно почти мне приходится отвечать крестьянам на те или иные вопросы, из которых один очень серьёзный и волнующий крестьян вопрос я хочу передать вам так как сам я не могу объяснить крестьянам этот вопрос «О переселенцах Евреях», которые с каждым днём прибывают в Крым и в частности в наши места,
Так вот Михаил Ивановичь, мне и приходится слышать все ропоты и возгласы крестьян. Я Вам приведу несколько точно-сказанных слов; крестьяне приехавшие из Севера говорят «наши сыны и братья дрались под Перекопом десятки тысячь легло там наших братьев. Мы говорит завоевывали Крым и завоевали. Дорогой ценой стоит нам победа и что же теперь мы видим, на наши заявления о переселении нас в Крым, нам отказали и предлагают переселятся в Сибирь, чем же заслужили евреи? такое внимание, которым разрешают селиться в Крыму
Когда мы боролись под Перекопом то говорит мы ни одного еврея там не видели, а теперь когда мы завоевали своей кровью этот Крым, теперь сюда переселяются евреи а нам предлагают в Сибирь, Не обидно ли это?..»
И вот в таком духе и дальше!
И вот Михаил Ивановичь на такие вопросы я ответить крестьянам не всостоянии ибо мой уровень образования низок
Я читая газеты слышу что тов. Калинин никогда не отказывает ответить на более или менее важный вопрос. И я уверен что так, как этот вопрос очень важный и волнующий крестьян, и что вы ответите мне подробно; как разъяснить или убедить крестьянина по этому вопросу
А пока остаюсь в ожидании Вашего скорого ответа
С комсомольским приветом Василий Овчинников
Крым п/т Воинка
Переход Сиваша и взятие Перекопа. 1920 г.
Формально письмо составлено от лица почтальона, но понятно, что это коллективный запрос властям. Комсомолец Вася выбран селом в качестве медиума как фигура, идеологически близкая Советской власти.
Похожие вопросы инициировались и в татарской общине, рассматривавшей еврейский проект как конкурентный собственному, по предоставлению участков безземельным крымским татарам Южного берега и репатриантам из Турции. Дело доходило до открытых стычек. Председателем ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимов действовал более прямо и открыто противостоял московским лоббистам еврейской автономии - председателю ОЗЕТА Юрию Ларину (Ихил-Михлу Залмановичу Лурье), а также Троцкому, Каменеву и Бухарину. За что и был осуждён и расстрелян в 1928 году.
Базар. Крымские татары. Начало XX века.
По автографу письма Василия видно, что кто-то в Москве красным карандашом подчеркнул суть вопроса и, надо полагать, сделал выводы. Как мы знаем из истории, проект «Красного Сиона» в Крыму был постепенно свёрнут и заменён альтернативным в Биробиджане. Это совпало с устранением из политической жизни его покровителей в ходе политической борьбы в партии.
Справедливости ради надо заметить, что и сами колонисты не стремились задерживаться на земле, предпочитая через некоторое время перебираться в города, где уклад был привычнее.
Хотя новые еврейские колонии на Дальнем Востоке сразу получили полноценный статус автономии, американские спонсоры несколько приуныли от геополитических перспектив еврейского анклава у китайской границы, и «Агро-Джойнт» стал сокращать финансирование переселенческого проекта.
Евреи-переселенцы из-за границы на станции Тихонькая. Биробиджанский район, начало 1930-х гг.
В пропагандистском фильме «Искатели счастья» 1936 года о еврейской рыболовецкой артели на Амуре зазвучит иной песенный хит - «Еврейская комсомольская», знаменитая своим припевом «Больше дела, меньше слов». Но слова песни уже на русском, а не на идише, да и мелодия - не народная, а сочинена правильным композитором Исааком Дунаевским. И несколько напоминает еврейскую литургию.
Click to view
В этом фильме, кстати, можно разглядеть и тётю Лею на американской косилке и Беллочек на молотилке. Однако более важным и естественным в фильме получился отрицательный персонаж - хитрый Пиня, который собирается делать на новом месте свой маленький гешефт в стороне от большого коллектива. Неукротимая предпринимательская натура Пини указывает на внутреннюю идейную уязвимость и нестабильность всего проекта (см. фрагмент фильма ниже)
Click to view
В 1937-38 годах сотрудники Агро-Джойнта были репрессированы как шпионы, вместе с попавшими под каток простыми конюхами и трактористами из крымских колхозов. Окончательно добили еврейские поселения немцы во время оккупации. В 1944 году, сразу после освобождения Крыма, депортировали с полуострова и татар.
После войны американцы попытались добиться возобновления проекта еврейской автономии в Крыму, но безуспешно. Лоббировавший по линии Еврейского антифашистского комитета эту затею Соломон Михоэлс был устранён МГБ в 1948 году.
Деструктивную энергию напряжённых отношений между еврейскими поселенцами и местным населением Иосиф Виссарионович предпочёл перенаправить в Палестину для устранения оттуда Британской Империи. СССР поддержал право европейских евреев на массовое переселение в коллективистские сельхозпоселения (киббуцы и мошавы), а потом в 1948 году первым официально признал государство Израиль. Которое, при мощнейшей внешней поддержке до сих пор остаётся зоной регионального конфликта и очень нелюбимо соседями.
Мошав Нахаляль. Израиль
Прошло почти сто лет, а вопросы почтальона Васи в более общем виде можно задавать правительству и сейчас. Хотя должность «народного заступника» и всесоюзного старосты Калинина сегодня упразднена, но зато иных каналов обратной связи - хоть отбавляй. Имеющий уши да услышит всё те же «ропоты и возгласы».
«За что деды воевали? «Чьи в лесу шишки?» Чей проект нам навязывают сегодня? А главное - «Не обидно ли это?»