Ленинград. 1929 год
Иван Владимиров. Гуляние. Ленинград. 1920-е гг.
Без всяких предисловий хотелось бы сразу привести текст одного-единственного письма, к которому не имеется никаких сопутствующих документов. Впрочем, в данном случае, они и не нужны, ибо письмо само по себе достаточно красноречиво и сразу погружает нас в атмосферу ленинградской окраины конца НЭПа.
II Ленинградский исправдом
Костинноградская ул.*д.№6
Борису Андреевичу
тов. Дерягину
В воспитательскую часть.
Г. Ленинград
17.3.29
Борис Андреевич Я конечно очень извиняюсь что не зная вас так называю, но я слышала неоднократно от бывшаго вашего заключеннаго будучи который под вашим наблюдением был Андрей Степанович Степанов, которого если вы забыли то я напомню по делу Кокоревских складов** от 1924 г. был по 27 г. а затем освобожден конечно не без вашего содействия. И я являясь ему гражданской женой с 24 г. по сие время, очень была рада что он вышел человеком и часто вспоминал вас благодаря через что я и узнала ваше имя и отчество.
Исправдом № 2. Современный вид. Ныне НИПКИ им. Ползунова (ЦКТИ)
Но теперь в настоящее время очень печальная картина, а именно, то что Андрей несмотря на то, что был столько время под надзором и имеет уже седыя волосы на голове в свои 30 лет имеет очень слабый характер. И пока был в далеке от товарищей конечно тех, которые способны на всё худое, был хорош и делал то что подобает порядочному человеку. Встал на учёт биржи труда, куда посылали шёл работал, а пока никуда не посылали, работал подённо, когда есть работа. У нас за Московской заставой на Цветочном посту*** выгружал вагоны с грузом, где и я с ним не раз работала, всё это был честный кусок хлеба своим трудом заработанный. Но вот пришёл так же из под надзора некий Хаманюк Владимир Осипович, который на хорошее не способен. Сперва поработал вместе с Андреем, а затем не понравилось и он стал сбивать что зачем нам работать, нам и так хватит на водку, будем высчитывать с каждого вагона кто-бы там не работал, а самим и не нужно будет работать (то есть, предложил заняться мелким рэкетом: брать дань с других грузчиков на станции, ссылаясь на свой уголовный авторитет - Прим. автора журнала).
Погрузка мешков с мукой. Октябрьская железная дорога, 20-е гг. ХХ в.
Повторяю, что как у Андрея характер (слабый - Прим. автора журнала), то такого человека не трудно сбить, и вот пошло то что задумали. Андрей всё мне это рассказал я конечно не одобрила и сказала ему что этого не должно быть я не позволю таких сделок и что-бы этого Володьки духу не было за что он меня избил. Опять таки этот Володька ему сказал что ты слушаешь «бабу» и живёшь по её дудке дай ей хорошенько что-бы молчала. Это не пришлось долго ждать. Он сделал что ему посоветовал «товарищ», которому иначе и названия нельзя дать, как хулиган. На все мои просьбы оставить такого друга я получала сквернословие и побои конечно в пьяном виде трезвый извиняется, плачет просит прощения. Это утром, а вечером та же процедура, и хуже всего что стал приходить домой после урочного время, то в 11-12 и позже, а где бывает всё с Володькой.
Рабочие в трактире. 20-е гг. ХХ в.
Этот последний так же женат имеет ребёнка вдобавок, а с женой уже месяц не живёт и околачивается у матери на Жуковой ул.**** д№7 кв.5. по всей вероятности без прописки, водит к себе ночевать гулящих девок извините что я так выражаюсь иначе нельзя назвать туда же Андрея втягивает, говоря что «баба» всё одна, одна и надоест, охота тебе с ней канителиться, а трезвому Андрею утром станешь говорить что Андрюша нельзя этого делать он плачет и говорит, ну что я могу зделать, когда меня тянут, а я не могу отказаться, а его в это время подпоят.
В пивной. Газетное фото начала 30-х гг.
Продолжение:
и так идёт в настоящее время, и я чувствую что это к хорошему не доведёт что быть ему там, где был, но не так, как раньше, а без возврата. Мне его очень жаль, а у него ещё есть мать старушка, которая ходит собирает куски для своего пропитания и братишка 15 л., котораго так-же кормит мать, но отнюдь не старший брат Андрей, который должен содержать.
И вот я долго мучилась страда(ла) и всё время думала что предпринять, как спасти от гибели, и будучи не особенно энергичной не могла ничего придумать. Но вот случайно в своём так называемом маленьком архиве наткнулась на ваш адрес. И мне пришла в голову мысль посоветоваться с вами и спросить вашего совета что мне делать слабой женщине и к тому-же ни к чему не способной что либо самой сделать чтобы спасти от заблуждения Андрея пока не поздно.
Сукноваляльная мастерская Нижегородского изолятора специального назначения. Вторая половина 1920-х годов. Архив ФСИН.
А затем прошу вас пожалуйста что-бы он не знал что я описала вам все выше упомянутое, а то мне пожалуй не поздоровится он горой стоит за этого Володьку, он по своей слепоте если можно так выразиться не видит, что тот его ведёт к худому, а думает и говорит что Володька худа не хочет. Но я надеюсь на вас что вы поймёте с моих слов что это не хорошо. В случае чего пишу вам свой адрес: Ленинград, Московская застава, Московское шоссе, ул. Жукова д№50-2кв.
С почтением и уважением к вам Мария Васильева
Я очень извиняюсь перед вами за то что осмелилась безпокоить вас своим горем.
*Константиногородская улица упразднена в 2000 г. Фактически улица исчезла после 1983 года, оказавшись внутри промышленной зоны Центрального котлотурбинного института.
** Склады северного страхового общества Кокоревых - территория за Московским вокзалом в Петербурге, застроенная малоэтажными кирпичными постройками, объект культурного наследия регионального значения. Находятся прямо за Лиговским проспектом, который в 20-е годы считался одним из самых криминальных районов Ленинграда.
*** Цветочная - грузовая станция Октябрьской железной дороги. Открыта в 1902 году как путевой пост на пересечении Варшавской и Московско-Виндаво-Рыбинской железных дорог
Станция Цветочная
**** Жукова улица официально упразднена 29 декабря 1960 года. До 1917 г. участок № 50 Анны Васильевны Жуковой. В 1915 г. здесь находились салотопенный и кишечный заводы купца Ивана Петровича Гостева. Улица Жукова видима и сегодня как безымянный проезд между домами № 182 и № 184 по Московскому проспекту.
«Печальная картина», изображённая в письме «слабой женщины» Маши Васильевой, слишком типична, безысходна и предсказуема. Условно положительный исход варианта подобной истории встречается лишь на экране - в знаменитой кинокартине Василия Шукшина «Калина красная» 1973 года. Но тогда и характер главного героя зеркально изменится: вместо привычной слабинки будет явлен сильный мужской характер, трагически попытавшийся разорвать порочный круг.
Василий Шукшин и Лидия Федосеева в фильме "Калина красная"
В реальности же слабохарактерный Андрей Степанович Степанов, примерно года 1899 рождения, канул в Лету сгинул-таки куда-то, и никаких сведений о нём не обнаружено. Найти же нужную Марию Васильеву, не зная даже её отчества в Ленинграде - это как искать иголку в стоге сена.
Работницы. 20-е гг.
У неё сотни и тысячи тёзок и однофамильцев. Даже моя бабушка до замужества именовалась Мария Николаевна Васильева.
Дерягин Борис Андреевич. 1904 г.р.
Сотрудник исправдома товарищ Дерягин был убит в 1943 году в одной из отчаянных попыток штурмовать 8 ГРЭС на берегу Невы в составе штрафного батальона при прорыве блокадного кольца. За пару месяцев до этого он был по какой-то причине разжалован из старшего лейтенанта в рядового красноармейца, и, как тогда говорилось, «кровью искупил свою вину».
Захоронен в братской могиле в г. Кировск Ленинградской области на улице Советской.
Сохранился его портрет. Он оказался на 5 лет младше Андрея Степанова, которого воспитывал в тюрьме, и почти ровесником корешу его Володьке.
Как знать, может и передал он информацию о новоявленных рэкетирах куда следует.
Так или иначе, но злой лиговский хулиган Хаменюк Владимир Осипович 1905 г.р. всё же не избежал худой судьбы и был расстрелян 14 декабря 1937 г. по приговору особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. А посему автоматически числится в базе данных "Жертвы политического террора в СССР".
Допрос задержанных. 30-е гг.
Заинтересовал ли он НКВД своей западно-белорусской фамилией и был записан в польские шпионы, или же всплыло его криминальное прошлое, мы не знаем. Никто не подавал прошения о его реабилитации.
В базе данных репрессированных предлагается дополнять и уточнять информацию, что мы и постараемся сделать, загрузив на страницу Хаменюка Машино письмо. Мы не погрешим тем самым против исторической правды, так как на сайте сказано буквально следующее:
«База данных «Открытый cписок» основывается на принципах свободной публикации и обмена информацией. Наши знания и память об этих людях являются предметом общественного интереса, на их распространение не должно и не будет накладываться никаких ограничений«.