Весь рунет заполнен воплями современных «красных» о том, как прекрасно было жить в СССР и какая там замечательная колбаса была. Однако реальность была намного суровей. Если рассматривать не пропаганду, а факты, то в СССР простой народ пытался просто выжить, а красная аристократия жировала на полную катушку.
Справка по незнакомым блюдам:
Салат паризьен - рецепт роскошного салата специально для русского царского стола был разработан придворными французскими поварами. Филе рябчика, вареные картофель, морковь и фасоль, огурцы свежие и соленые, морковь, яблоко, сельдерей, перемешать, заправить майонезом, украсить черносливом, дольками апельсина, помидора и зеленью. Рябчика можно заменить на перепела.
Пулярда - специально откормленная жирная курица.
Консоме профитроль. Консоме - это мясной бульон. Профитроли - небольшие (менее 4 см в диаметре) кулинарные изделия французской кухни из заварного теста с различными начинками, в данном случае из мяса и овощей.
Волованчики маседуан. Волованчики - это попросту пирожки. А вот маседуан - знаменитый французский желейный десерт, который очень любили русские аристократы. Только ради этого десерта они выписывали себе именитых французских поваров. Спелые фрукты варятся в сиропе, добавляют анис, корицу и желатин, подают холодным.
Петефур (птифур)- небольшое сдобное печенье или маленькое пирожное с повышенным содержанием сахара, жира и яиц.
А так питался простой народ.
"Самым роскошным блюдом для той первой зимы являлся студень из столярного клея, в который мы добавляли бабушкину горчицу…" Алиса Фрейндлих.
https://nationmagazine.ru/people/samoe-vkusnoe-chto-ya-pomnyu-studen-iz-stolyarnogo-kleya/ Из воспоминаний Петра Ворошень:
"Весной мы ходили на поля, где осенью собрали картошку, и выкапывали из земли сгнившие картофелины. Некоторые из них превратились в крахмал, мы их собирали, а потом дома очищали, разводили водой и женщины пекли из этого месива оладьи, которые все звали «тошнотиками». Но делать было нечего, ели и это."
https://proza.ru/2009/11/12/60 Справка по незнакомым блюдам:
Студень из столярного клея - плитку (100 грамм) клея замачивают в холодной воде. Через несколько часов, когда клей набухнет, добавляют воды до пятикратного размера и кипятят на медленном огне. По вкусу добавляют соль и для отдушки тухлого запаха можно добавить перец, лавровый лист и пр. После получасового кипячения жидкость выливают в плоскую посуду и ставят в холодное место. Через 3-4 часа заливное готово.
Тошнотики - оладьи из картофельной кожуры или мерзлой прошлогодней картошки. Очень распространенное блюдо в период голода. В тошнотики добавляют крапиву, укроп и другие приправы, однако не помогает ничего. Вкус тошнотиков, несмотря ни на какие кулинарные ухищрения, полностью соответствует их названию.
Докладная записка Лысьвенского горотдела НКГБ секретарю Лысьвенского горкома ВКП (б) Н. Рахманову об упаднических настроениях среди местных рабочих, учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ, трудармейцев, членов семей фронтовиков, связанных с тяжелыми материальными условиями жизни. 6 апреля 1944 г.
г. Лысьва, ул. Смышляева, № 93. Жуков А.И.:
«Живу неважно, сейчас кормят исключительно плохо. В столовой варят два раза одну воду, в которой попадает иногда несколько
кусочков гнилого турнепса. Чувствую себя не особо бодро. Правда, еще хватает силы таскать ноги, но и то с трудом. С деньгами у меня дело тоже очень плохо. Зарплаты уже третий месяц получить почти не приходится. На базаре все очень дорого».
г. Лысьва, технический] поселок, каз[арма] № 17, кв. И. Останина:
«Нынче я чувствую себя плохо: ноги не ходят, руки ничего не делают, все только думаешь об одном - как бы чего поесть, да нечего. Не миновать смерти. Здесь очень много умирают с голоду. Получаю 400 гр. хлеба, голодно, поесть нечего, дров нет, получаю всего 115 руб.»
г. Лысьва, ул. Федосеева, № 13. Силина З.А.:
«Жизнь у нас, как и раньше, ужасная. Народ идет и падает - умирают. В заводе что-то ужасное: воровство, убийство. Во что
превратилась наша жизнь здесь? Ни за что не поверю, что везде в тылу такая жизнь, как здесь. Так много умерло знакомых. Мы с
бабушкой еле ноги волочим.»
г. Лысьва, ул. Энгельса, № 11. Пасынкова:
«Думали ли мы, что нам придется есть картофельную скорлупу,
которую не ели козы, а мы здесь все едим. Хлеб поднялся [до] 300−450 руб. буханка. Овсяный хлеб - 200 р. кгр., картофель - 130 р. котелок, мука овсяная - 25 р. стакан, сахара с мая месяца не видали, не отоваривают. Живут только те, кто работает в теплых местах, да начальство. Смертность такая, что не успевают делать гробы, кладут в общую могилу рядами, и это в глубоком тылу. В феврале померло 1000 чел. Я уже начинаю пухнуть и сестра тоже пухнет.»
г. Лысьва, п/я 05/2. Демченко Мария К.:
«У нас сейчас умирают много людей на заводе, идешь с завода, лежит мужчина умерший и никому не нужен, никто не подбирает.
И все с голоду. Люди истощены, работать заставляют, а кормят очень плохо. У нас много ходят опухлые.»
Начальник Лысьвенского ГО НКГБ капитан госбезопасности Горшков
Оперуполномоченный ГО НКГБ ст. лейтенант госбезопасности Иванов
ГОПАПО. Ф. 85. Оп. 26. Д. 328. Л. 38−38об. Подлинник. Машинопись.
(Государственный общественно-политический архив Пермской области)
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/103414-dokladnye-zapiski-lysvenskogo-gorotdela-nkgb-sekretaryu-lysvenskogo-gorkoma-vkp-b-n-rahmanovu-ob-upadnicheskih-nastroeniyah-sredi-mestnyh-rabochih-uchaschihsya-shkol-fzo-i-remeslennyh-uchilisch-trudarmeytsev-chlenov-semey-frontovikov-svyazannyh-s-tyazhelym#mode/inspect/page/1/zoom/4 Докладная записка НКВД КФССР в Совнарком республики «О СОСТОЯНИИ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПУДОЖСКОГО РАЙОНА КФССР ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЯХ»
11 июня 1942 г. Совершенно секретно
23 апреля 1942 г. в ЦК КП (б) и СНК Карело-Финской ССР мною сообщалось о тяжелом положении со снабжением хлебом населения Пудожского района и о нездоровых в связи с этим настроениях. Сейчас, по сообщению начальника Пудожского райотделения НКВД тов. Долженко, положение в районе со снабжением населения продовольствием еще больше ухудшилось. В течение мая с. г. населению района выдавалось с большими перебоями по 200 ─ 300 г. хлеба на человека. Других продуктов не выдавалось. Систематические недоедания в течение двух месяцев создали массовое истощение значительной части населения, а на почве этого и рост смертности.
В апреле с. г. по району умерло 238 чел., из них детей до 1 года ─ 67 чел. Только по одному Пудожскому сельсовету за 27 дней мая умер в основном от истощения 81 чел., в том числе детей до 10-летнего возраста ─ 17 чел. В Шальском сельсовете района из-за тяжелого продовольственного положения некоторые рабочие лыжной фабрики употребляют в пищу кошек и собак. Из общего числа рабочих фабрики (275 чел.) 30─35% освобождены врачом от работы исключительно по причине истощения, в результате чего в последнее время ежедневно умирает 2─3 чел…
В результате тяжелого положения в районе с хлебом и продуктами питания среди части населения, и особенно эвакуированных, проявляются нездоровые настроения. Приводим часть выявленных фактов упадочных и нездоровых настроений:
«Мы валимся с ног. Скоро все умрем в Пудоже голодной смертью, получая через день 200 г хлеба и все. Жаль маму, которая лежит четвертый месяц и ждет своей смерти. Люди умирают от голода на дорогах» (Карпова, жена красноармейца, эвакуированная в Пудож).
«Отец весь опух от голода. Дети лежат больные. Сама не могу ходить. Скоро наступит смерть. Нас сюда привезли заморить голодом, а не спасти от немцев» (Гаврилова, жена красноармейца, проживающая в Пудоже).
«Воскреснуть из мертвых нельзя, а мы уже на краю гибели ─ живые трупы. Норма 200 г. хлеба через 3−4 дня. Дети не встают и пухнут от голода. Будь прокляты жизнь и все пудожское правительство, которое о нас не заботится, а кушает в три горла. Папа умер от голода» (Архипов, Пудож).
«Переживаем жуткий голод. Больше не носят ноги. Народ падает на улицах и в очередях из-за головотяпства районных руководителей, которые не могли завезти хлеб. На нас жутко смотреть» (служащий аптеки, Пудож).
Отмечен ряд случаев со стороны отдельных граждан открытых заявлений и угроз о физическом истреблении детей. 22 мая 1942 г. бухгалтер заготконтроля Пудожского райпотребсоюза М. в присутствии ряда служащих заявила: «Если не помогут хлебом, то приду домой и задавлю своих детей»…
Народный комиссар внутренних дел КФССР М. Баскаков
Источник: НЕИЗВЕСТНАЯ КАРЕЛИЯ. Документы спецорганов о жизни республики 1941−1956 гг. - Петрозаводск, СДВ─ОПТИМА, 1999. 306 с.
http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/265270